
Пророчества о конце времен появились еще в самом начале христианской эры. Не секрет, что первые апостолы, знавшие Христа лично, ожидали Его второго пришествия сразу после Вознесения. Однако с тех пор прошло уже две тысячи лет, и лишь одному Богу известно, случится ли это в наше время и стоит ли нам ждать конца света.
Тем не менее, чтобы попытаться приоткрыть завесу этих тайн и приблизиться к истине, можно обратиться к трудам толкователей Священного Писания, посвятивших жизнь его изучению, чтобы предсказать и предупредить о грядущих событиях. Одним из таких людей был схимонах Иосиф Ватопедский (1921-2009), значительная часть духовной деятельности которого была посвящена исследованию пророчеств о последних временах. Результатом этих трудов стала книга «О кончине века и антихристе», в которой он анализирует предсказания, содержащиеся в древних рукописях, исторических документах и свидетельствах святых.
Книга о конце времен начинается с «конца»

Труд старца Иосифа начинается с пророчеств об апокалипсисе, где упоминается постепенное духовное охлаждение человечества, усиление зла в мире и отход людей от веры. Он ссылается на слова святых отцов и Евангелие, подчеркивая, что перед наступлением последних дней человечество столкнется с нравственным разложением, лукавой подменой истинных ценностей и всеобщим отступлением от Бога. Особое внимание старец уделяет грядущему воцарению антихриста, описанному в Откровении Иоанна Богослова. В нем говорится, что антихрист явится как лжемессия — обольститель, обещающий мир и процветание, и его поддержит лжепророк, который будет творить знамения и склонять людей к поклонению зверю, но в действительности приведет к жестоким гонениям на верующих.
Современные лжепророки. Источник ИИ.
«Имея вид просветителей и наставников, они производят ереси и распространяют всевозможные заблуждения, чтобы удалить людей от истинной веры. И как Господь наш, не довольствуясь многообразной помощью верным Своим рабам, пришел Сам и совершил дело нашего спасения, так и обманщик-диавол, помимо великого множества пороков и соблазнов, напоследок явит главное свое орудие – «беззаконника» (Ср. 2Фес. 2, 8) и «сына погибели» (Ср. 2Фес. 2, 3), воплощение всякой неправды и пагубы, полноту и верх всех зол, когда-либо выпадавших на долю многострадальной земли. Это и будет антихрист – последнее звено в богопротивном замысле сатаны», – пишет старец, приводя цитаты из Священного Писания.
После упоминаний этих пророчеств Иосиф Ватопедский начинает рассуждать и рассматривает не только религиозные, но и исторические свидетельства, которые, по его мнению, подтверждают приближение апокалиптических событий. Он отмечает, что уже сейчас можно наблюдать многие предсказанные знамения: войны, катаклизмы, кризисы и духовное заблуждение масс.
«Истинность пророчеств открывается из того, что они, частично сбываясь в разные исторические эпохи, все время остаются устремленными к некоей грани в будущем, за которой угадывается всецелое их исполнение», – рассуждает Иосиф Ватопедский.
Сбывшиеся предсказания
Самая интересная часть его труда — это рассуждения о поздних пророчествах, основанных на предсказаниях, приписываемых Константину Великому, видениях святого Андрея Юродивого, записях афонских подвижников и текстах, найденных в монастыре Кутлумуш (расположен на Афоне). Эти источники описывают апокалиптические события, грядущие испытания и возможное возрождение христианской цивилизации. Мы не будем рассматривать пророчества о еще не сбывшихся событиях, однако их правдивость может подтвердиться теми, которые уже исполнились.
1. Надпись на гробнице Константина Великого
Константин I Великий. Ист. wikipedia.org
«В первом году индикта держава Исмаила, который именуется Магомет, победит род Палеологов, овладеет Семихолмием, будет господствовать в нем, множество народа погубит и опустошит острова до Понта Эвксинского. В восьмом году индикта разорит живущих по берегам Истра, Пелопоннес подвергнет запустению, в девятом – в северных землях станет воевать, в десятом – далматинцев победит, на время вспять обратится, [но затем] против далматинцев [вновь] великую брань воздвигнет, но те частичное поражение ему нанесут. И многочисленные, как листва, [бойцы] западным [народам] последуют, войну на суше и море начнут и Исмаила победят. Потомство же его будет править краткое время. Светловолосый род с помощниками его вконец Исмаила победят и Семихолмие с особыми преимуществами [в нем] получат. Тогда начнется жестокая междоусобная брань, [длящаяся] до пятого часа».
По утверждению старца Иосифа, эта надпись была выбита еще в четвертом веке при правлении римского императора Констанция II, когда тот перенес останки своего отца в Константинополь и поместил в храме Святых апостолов, но впервые текст опубликовал Дорофей Монемвасийский в 1684 году. Пророчество в тексте описывает завоевание Константинополя Османской империей («Исмаилом»), ее экспансию в Греции, на Балканах и в Центральной Европе. Османы временно потерпят поражение, но продолжат войны, пока их окончательно не разгромят западные и «светловолосые» народы (возможно, русские или европейцы). После падения Османской империи начнется длительная междоусобная война.
«Уяснение этого пророчества не требует чрезмерного напряжения мысли, ведь оно во многом уже исполнилось. Несмотря на то что Констанция II, при котором надпись была выбита, и Иоанна VIII Палеолога, при котором ее откомментировали, разделяют одиннадцать столетий, текст трудно заподозрить в позднейших вставках или изъятиях. Между тем многие из предсказанных событий: захват Константинополя мусульманами, распространение их господства на запад, последующее поражение и постепенный упадок – стали фактами истории», – поясняет схимонах.
2. Кутлумушская рукопись

-
«великая европейская война;
-
поражение Германии, катастрофа России и Австрии;
-
торжество эллинов над агарянами;
-
поражение эллинов от агарян, поддержанных народами Запада;
-
избиение православных;
-
великое смятение православных народов;
-
вторжение иноплеменного воинства со стороны Адриатического моря. Горе всем живущим на земле, готовый ад;
-
кратковременное появление у агарян великого мужа;
-
новая европейская война;
-
союз православных народов и Германии;
-
разгром французов немцами;
-
восстание индусов и отложение Индии от Англии;
-
умаление Англии до собственных пределов;
-
победа православных и избиение агарян;
-
всемирное замешательство;
-
повсеместное отчаяние на земле;
-
борьба семи держав за Константинополь. Тридневное взаимоистребление. Победа сильнейшей державы над шестью остальными;
-
союз шести держав против победительницы; новое тридневное взаимоистребление;
-
прекращение вражды Божиим вмешательством в лице Ангела и передача Константинополя эллинам;
-
обращение латинян к неповрежденной православной вере;
-
распространение православной веры от востока до запада;
-
ужас и трепет, внушаемые ею варварам;
-
отрешение папы от духовной власти и поставление единого Патриарха для всего европейского мира;
-
на пятьдесят пятый год – окончание скорбей. В седьмое [лето] нет окаянного, нет изгнанника, ибо он вернулся в объятия Матери [о чадах своих веселящейся]. Сие да будет, сие да совершится. Аминь. Аминь. Аминь. @Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр.1:10). Конец – единое истинно православной веры стадо. Раб Христа, истинного Бога».
Иосиф Ватопедский в своей книге приводит этот список в современных интерпретациях, используя обновленные формулировки. Однако сама рукопись изначально была написана на древнегреческом языке, а упомянутые в ней государства соответствовали реалиям той эпохи.
Стоит отметить, что ни в одном открытом источнике нет фотографий данной рукописи, и многие эксперты сомневаются в ее подлинности. Если рукопись существует, она не доступна для общественности, и нет официальных публикаций или фотографий, подтверждающих ее существование, но Старец Иосиф осуществлял свою деятельность в монастыре Кутлумуш и вполне мог иметь к ней доступ.
«Датировка Кутлумушского текста 1053 годом неточна и связана скорее всего с ошибкой переписчика, что не умаляет значения большинства предсказаний – вполне конкретных и осуществившихся на протяжении XX столетия», – добавляет схимонах.
3. Пророчество святого Андрея Юродивого
Андрей Константинопольский. Ист. days.pravoslavie.ru
Андрей Юродивый – человек, живший в X веке. Он был рабом богатого константинопольского сановника Феогноста, который впоследствии отдал его обучаться Священному Писанию. В храме Пресвятой Богородицы на Влахернах (Константинополь) на одной из служб к нему явилась сама Дева Мария, после чего он стал оглашать пророчества, которые можно прочитать в «Житие Андрея Юродивого», написанные его современником Никифором, иереем храма Святой Софии в Константинополе. Вот одно из них:
«Град сей, которому назначено господствовать над многими народами, будет необорим для иноплеменников... Но идет молва, что он откроет внутренний доступ к себе роду агарянскому и тот великое множество народа мечом убьет…»
В тексте описаны события, связанные с падением Константинополя, и его захватом Османской империей, через пять столетий после жизни автора текста. Константинополь падет не в результате осады, а из-за внутреннего предательства, что соответствует историческому падению города, когда османы вошли в него через лазейку в стене.
4. Пророчества Мефодия Патарского

«Под именем Мефодия Патарского известны два святых мужа. Первый мученически пострадал в 312 году Р. X., другой, к которому и восходят приводимые ниже пророчества, жил в IX столетии», – поясняет старец Иосиф, после чего приводит текст:
«И светловолосый род будет владеть Семихолмием пять-шесть [месяцев]. И насадят в нем зелия, и истребятся многие из них в отмщение за святых. И будут господствовать на Востоке предопределенные три [срока?], и после сего воздвигнется некто самовластный, и за ним иной, свирепый волк... Тогда возмутятся народы, обитающие на южной стране, и восстанет Филипп Великий с восемнадцатью племенами, и стекутся к Семихолмию, и начнут битву, какой еще не было, и устремятся внутрь сквозь врата и проходы его, и кровь людская потечет рекой, так что и глубь морская замутится от крови…»
В данном тексте также описан захват Константинополя, но уже «светловолосым народом». В 1919 году в Константинополь действительно вошли войска стран Антанты, включая британцев, французов и греков. Как минимум британцы подходят под описание «светловолосого народа». Однако их правление длилось три года (1918–1923), а не 5–6 месяцев. В 1923 году Мустафа Кемаль Ататюрк восстановил контроль над Константинополем, создал Турецкую Республику.
Еще три пророчества из этого раздела книги (святого Тарасия, Патриарха Константинопольского, императора Льва Мудрого и священномученика Космы Этолийского) весьма абстрактны и рассказывают о еще не сбывшихся событиях, либо осуществившихся, но их трудно соотнести с историческими событиями. Однако в них, как отмечает сам Иосиф Ватопедский есть «поразительное сходство с разобранными выше (пророчествами о грядущем). (Во всех) говорится об ужасах войны, о последней ее фазе и катастрофических последствиях и, наконец, «золотом веке» послевоенного времени».
Ждать ли конца?
Стоит учитывать, что любые пророчества – это субъективные интерпретации реальности, а их достоверность зависит не только от веры, но и от критического анализа. История показывает, что многие предсказания носят обобщенный характер и могут быть истолкованы по-разному. И даже если пророчествам «О кончине века и антихристе» действительно суждено сбыться, то, как и отмечает сам схимонах Иосиф Ватопедский,
«…после победы христианства указы государей и другие официальные акты имели на себе знак креста, но все иноверные подданные христианских царств не превращались от этого в христиан. В наши дни на большинстве отечественных и заграничных товаров красуются всевозможные цифры и эмблемы, но отсюда никак не следует, что любой их покупатель автоматически проникается «тайным смыслом», заложенным в этих обозначениях. Однако мы тяжко согрешим, если по собственной воле и сознательно отречемся от своей веры и поклонимся лжебогу».