В новом здании Покровско-Всехсвятского храма в Алматы появилась новая звонница с 12 колоколами… | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

В новом здании Покровско-Всехсвятского храма в Алматы появилась новая звонница с 12 колоколами…

15084
9 минут
В новом здании Покровско-Всехсвятского храма в Алматы появилась новая звонница с 12 колоколами…
Ольга Зорина

Несмотря на то, что колокола стали частью христианской истории и культуры, сейчас такие новости приятно удивляют

Новая звонница натолкнула и на мысль поговорить о колоколах и колокольчиках, существующих с самых давних времен практически у каждого народа. Появились они как сигнальные, превратившись со временем в ритуальные, а сегодня помимо внушительных церковных колоколов и брутальных казахских асатаяков мы знаем о тибетских поющих чашах, ковбеллах на ударных музыкальных установках, феншуйской «музыке ветра» и многих других удивительных инструментах...

Малиновый звон

История колокола насчитывает более четырех тысяч лет, а самые ранние подобные изделия обнаружили в Китае, и датируются они возрастом более 23 тысяч лет. Колокол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола и подвешенного по его оси языка. Бывают колокола и без языка — по ним бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Отливают инструмент из бронзы, железа, чугуна, серебра, стекла, даже делают из камня и терракоты.

Использование звона колоколов в сигнальных, ритуальных и магических целях уходит в глубокую древность. У разных народов считалось, что звуки колокола избавляют от нечистой силы и болезней. По древним поверьям, звон коровьих колокольчиков, часто кухонной утвари — котлов, сковородок, бьющихся друг о друга, защищал от непогоды, хищников, грызунов, змей. Но и ранее, и сегодня колокола ассоциируются с храмовыми звонницами, которых множество по всему свету, но в большем количестве — в России. Казахстанский город Алматы также славится своими звонницами при православных храмах.

Не так давно новые колокола отлили для Кафедрального Вознесенского собора, а совсем «свежие» украсили звонницу нового Покровско-Всехсвятского храма. В этом храме самый большой колокол весит три тонны, «язычок» в нем — 150 килограммов. Всего в наборе 12 колоколов, отлитых в Ярославле, — благовест, воскресный, полиелейный, великопостный и подзвонные.

Благовест звонит одним большим колоколом, извещающим о начале богослужения. Приносит он всегда добрую, благую весть. А малиновый звон, который звучит на заре, происходит от названия бельгийского города Мехелена, именуемого по-французски как Malines (Малин), и в котором еще в Средневековье разработали особый сплав для литья колоколов. Со времени появления таких колоколов в России в XVIII веке «малиновым» стали называть красивый, мелодично переливающийся звон.

За свою историю звонари выработали трехголосный стиль звонов, позволяющий создавать удивительно красивые композиции. Каждая звонница с колоколами — неповторимый музыкальный инструмент, а каждый звонарь — уникальный исполнитель.

При Покровско-Всехсвятском храме служит звонарь Марфа, молодая хрупкая девушка, справляющаяся с многотонными колоколами:

— Все языки колоколов притянуты друг к другу, мачте и педалям, и потому особенная физическая сила звонарю не нужна. Ему только надо знать каноны службы в храме, все звоны, счет и, конечно, чувствовать ритм.

Одна из самых красивых и больших звонниц в Казахстане находится при Свято-Вознесенском кафедральном соборе Алматы, расположенном в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. За свою историю этот старинный храм пережил и мощное землетрясение 1911 года, и богоборчество, и несколько реконструкций.

Десять лет главным звонарем при Вознесенском храме служила Ирэна Аравина, известный музыковед, джазовая певица. Зная историю церкви, она рассказала и об искусстве звонарей, и о колоколах этого собора:

— В старые времена звонарей учили с детства. Совсем маленьких детей поднимали на колокольню, хлебным мякишем затыкали ушки и по принципу «делай, как я» показывали движения, которые необходимы для извлечения звука. Если говорить о католической школе звонарного мастерства, то в ней колокола двигаются вокруг своего языка, издавая звук. Это очень сложное тяговое устройство, имеющее рычаги, на которых можно исполнять разные произведения, и большой набор колоколов позволяет хроматически озвучивать даже какие-то пьесы. А у православных важнее ритм, и колокол настолько велик в православной традиции, что не может качнуться вокруг своей оси, и потому легче притянуть язык к краю колокола и раскачать его. Языки привязываются к мачте и педалям, и по ним, как по клавишам, звонарь играет.

Что касается колоколов Вознесенского собора, то прежние еще в 1929 году сняли большевики, и долгое время они пролежали на земле у храма. Над ними издевались, на них что-то рисовали, красили, стреляли по ним из револьверов, а в апреле 1930 года их загрузили на телеги и увезли в сторону Кордайского перевала. Дальнейшая их судьба неизвестна. Говорят, что те колокола закопали, но где, никто до сих пор не знает. А колокола нынешние по благословению архиепископа Алексия Казахстанского отлили в 1995 году в Москве на заводе ЛИТЭКС, который ранее назывался заводом Чернова, известного мастера отливки прекрасных звонниц. И в 2000 году звонница усовершенствовалась стопудовым колоколом основного баса в тоне ре. Вся звонница Вознесенского собора звучит в тональности ре мажор, создавая очень светлое, праздничное настроение в своем звучании.

news150.jpg

Колокола памяти

По установившейся традиции колокола храмам дарят, оставляя на них имена святых или тех, за кого просят молиться, о ком вспоминать. Одной из историй об этом поделился Евгений Бобылев, настоятель Покровско-Всехсвятского храма Алматы:

— В Ярославле до сих пор есть колокол XVI века, который в народе называют серебряным, потому что в его сплаве огромное количество серебра. Этот колокол один купец преподнес в дар храму и городу, чтобы вымолить прощение у своего сына и напоминать самому себе о былых преступлениях.

Если внимательно рассматривать колокола вблизи, каждый заметит на них иконы, имена святых или людей, в память о которых звонит колокол.

Сигналы и инструменты

У каждого колокола и колокольчика свои форма, тональность, миссия и функция. К примеру, до развития телефонной связи с помощью колоколов передавали сигналы пожарной тревоги. Сегодня в некоторых пожарных частях колокол сохранился лишь как атрибут прошлого времени. Причем язычок с него срезают, потому что звон теперь ассоциируется с тревогой, несчастным случаем. Но на флоте рында — судовой колокол — используют для передачи сигналов и сегодня, как и колокола в башенных курантах старинных городов. Колокольчики малые также по сей день можно встретить в отелях и некоторых ресторанах.

Как музыкальные инструменты колокольчики применимы в ударных установках, в комплекте которых всегда есть ковбелл. Его название произошло от английского словосочетания cow bell — коровий колокольчик. Этот ударный инструмент, принадлежащий к идиофонам, представляет собой четырехугольную металлическую призму с открытой передней гранью. Имеет резкий, пронзительный, хорошо читаемый даже в насыщенных аранжировках звук. Любопытна история этого инструмента. Ковбелл прицепляли к шее коров, чтобы животных контролировать на разных расстояниях, но все изменилось, когда американцы — фанаты спортивного бейсбола — стали проводить соревнования на коровьих пастбищах. Те из них, в ком бушевали бурные страсти, догадались снимать с коров колокольчики и издавать шум, чтобы поддерживать соревновательную атмосферу. А потом эти колокольчики прижились в латино-американской музыке и получили тот вид, который мы имеем сегодня.

Колокольчики в казахской музыке

Свои колокольчики есть в музыкальной культуре каждого народа. К примеру, казахский инструмент асатаяк пришел к нам из древних времен от шаманов. Выглядит он как посох, сделанный из дерева и украшенный колокольчиками и металлическими пластинами. При встряхивании они бряцают, издавая таинственные звуки. Разновидности этого инструмента представлены в музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа в Алматы. А от асатаяка в культуре кочевников появился и другой инструмент под названием конырау. Он также представляет собой деревянную палку с нанизанными на нее колокольчиками. Конырау применяли в своих ритуалах шаманы-бахсы: они вешали его на кыл-кобыз, и при игре на нем колокольчики добавляли мистики и яркости звучанию струн известного казахского инструмента. Конырау — маленькие колокольчики, мамы вешали их на руку, когда пели колыбельную своим детям, и малыши под их нежный перезвон успокаивались и засыпали. А к бесику — казахской детской люльке — и сегодня подвешивают маленькие колокольчики.

Звучание колокольчиков считается целительным, очищающим пространство от микробов. В наши времена практически все колокола и колокольчики потеряли ритуальное значение, но их активно используют ансамбли и оркестры, не только этнические, для усиления звучания других инструментов.

news151.jpg

Колокольчик Тибета и разных танцев

Как ни покажется странным, очень похожа по звучанию на асатаяк ритуальная тибетская поющая чаша. Используют ее не только для очищения и гармонизации пространства, лечения и медитаций, но и для создания особого ритмичного колорита в музыке. К примеру, на своих выступлениях музыканты группы этнических инструментов BugaraBu услаждают слух зрителей и внезапным гулом звучания тибетской чаши.

— Поющая чаша на самом деле тибетский конырау, — говорит Юрий Леонов, руководитель группы. — Это такой долгозвучащий регулируемый колокольчик, который создает определенные вибрации в воздухе, едва уловимые на слух, и достаточно необычные в своем звучании.

Можно наблюдать звенящие колокольчики и в танцах. Мы знаем кастаньеты в страстных испанских танцах, накаляющие нервы и эмоции определенным ритмом. Менее известны колокольчики салангай и гунгуру в классическом индийском танце, когда танцовщица надевает их в несколько рядов на щиколотки ног и в сложном рисунке движений создает настоящий спектакль музыки и танца.

На счастье и удачу!

У колоколов и колокольчиков такая миссия — восхищать слух и преображать звучанием окружающее пространство. И буддистские деревянные, бамбуковые или металлические трубочки под названием «музыка ветра» выполняют почти такую же функцию. Их любят поклонники фен-шуй, размещая у входных проемов—дверей или окон, чтобы нейтрализовать негатив, идущий с улицы, гармонизировать атмосферу в доме или офисе. Но смысловая нагрузка в таком талисмане не обязательна — его можно включать в интерьер в качестве декора и создания настроения. Впрочем, как и любой другой колокольчик, сувенирный или функциональный.

Где есть человек, там рядом колокола и колокольчики. Главное — пусть звонят и звенят по радостным поводам. Впереди рождественские и новогодние праздники, сопровождающиеся в декорациях и песнях бубенцами и колокольчиками. Все — к счастью!

Источник -  mk-kz.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...