Космос как искусство | Агентство православных новостей (АПН)

Космос как искусство

38
10 минут
Космос как искусство
Евгения Морозова

Уже вторую неделю все новости (и посты в соцсетях, и разговоры на кухнях) о космосе. Еще бы, в космосе кино снимают! 

А ведь мы так к нему близко, и даже Байконур – первая космическая стартовая площадка в мире – тоже у нас. Кстати, о Байконуре разговоров тоже много, они в основном политически и негативно окрашенные. Ругают в Байконуре все, и даже сам город. Мол, не очень уютный и вообще похож на казарму.

А мне Байконур понравился. 

Я была там весной (вот тут), приезжала туда по своим журналистским делам – наблюдать и описывать один из стартов. Старт переносили пару раз, и я на него так и не попала. А по городу походила. И он произвел на меня очень приятное впечатление – много деревьев, много высоких красивых людей. И я все время его так и вспоминаю - добрым словом. Хотя да, он суров и малолиричен.

Но есть, есть в нем что-то особенное, поражающее и впечатляющее.

news1893.jpg

Особенно впечатлили меня артобъекты этого города. Да-да, артобъекты! Не смотря на свою суровость, город насыщен мозаиками, барельефами, горельефами, памятниками.

В основном сделаны они в 60-70-80-х годах, потому выполнены в духе советской эстетики. 

А эстетика эта отображала достижения советского народа и его стремление к светлому будущему. Художники воспевали в своих работах героические будни и трудовые подвиги обычных советских людей – ученых, врачей, учителей, сталеваров, комбайнеров… Ну и космонавтов, конечно. Особый эмоциональный настрой объединял все эти монументальные работы.   

Ну и была у всех этих художественных панно, барельефов, горельефов совершенно практическая цель – облагородить серые и невзрачные зданьица советской эпохи. 

«- Какая, например, польза от этой картины на стене? - От этой картины на стене очень большая польза — она дырку на обоях загораживает!». - Помните мультик про Простоквашино?

Вот так и тут. Здания в стиле «серый функционализм» отвечали всем требованиям эпохи соцреализма. Жилье доступное, но убогое. Дома похожи друг на друга как близнецы-братья. А чтобы унылые фасады и торцы жилых домов или типовых зданий школ, домов культуры, больниц не шибко удручали советских граждан своим скучным видом, их украшали. 

Для создания этих произведений приглашались лучшие скульпторы и художники. А рисунок, изображение чаще всего соответствовало назначению того здания, на котором был бы размещён. На фасадах школ выкладывали счастливых пионеров и октябрят, стены заводов и фабрик украшали счастливые рабочие с инструментами в руках, фасады театров - иллюстрациями сцен из пьес, на наружных стенах исследовательских институтов изображались склянки, банки, оборудование, различные опыты, отражая развитие советской науки, а после полёта Юрия Гагарина популярной стала космическая тематика.

news1894.jpg

Так вот. Космическая тематика в Байконуре встречалась нам везде. И на домах, и в домах.

А началось все с гостиницы, в которой мы остановились.

Гостиница «Центральная» была построена в 1967 году и время в ней остановилось примерно сразу же. Что плохо, с одной стороны, – комфорта и удобства гостям мало, телевизор старый, полы протертые, вода в душе едва теплая, батареи и канализация выглядят как антиквариат.

news1895.jpg

А с другой стороны, для любопытных путешественников, которые колесят по миру в поисках впечатлений, именно это и хорошо – тут везде сохранилась история в непотревоженном виде. И полно художественных деталей в духе советского времени. Уже уходящая, ускользающая эпоха…

Это лестничный пролет, просто лестничный пролет…

Но солнце, проникая в здание сквозь мозаичные витражи, сделало это место сказочным.

Фотография с телефона не передает даже сотой доли того великолепия, что мне открылось на холодной лестнице старой гостиницы.

news1896.jpg

Специалисты говорят, что в советское время искусство витража переживало не лучшие времена. И обусловлено это было не какими-то там технологическими сложностями или нехваткой материалов, а ужасными историческими моментами, которые Советский Союз переживал перманентно. Поначалу большевики витраж признали искусством «буржуазным», «церковным» и «иностранным», что отчасти было справедливо – пришло ж витражное искусство из Европы, где очень активно использовалось именно в церковной архитектуре. На территории Российской империи к началу 20 века стеклянная мозаика только-только начала масштабно распространяться, и тут случилась Первая Мировая, потом Гражданская война, потом Вторая Мировая, да и после войны в связи с общей разрухой хрупкое декоративное искусство стекла не получало никакого развития долгое время… И было не до искусства вообще…

Интерес к полихромным стеклянным композициям возобновился лишь в 50-е годы. К тому времени у государства и средства заниматься витражами появились, и технологии стали попроще… А идеологическая направленность государства определила и направленность художественной деятельности: в стекле теперь воспевались не святые и не цари, а цари природы, люди труда и достижения народного хозяйства. Но это для больших городов и солидных объектов, где творили профессиональные художники-витражисты. А для закрытого города, где все вот такие объекты делали военно-строительные войска, и все художники были солдатами-срочниками, витражи делали простыми – геометрический рисунок, абстракция. Но, согласитесь, что-то космическое в этом есть…

news1897.jpg

В столовой гостиницы – малоуютной и очень холодной, где кофе превратился в лед, пока его до меня донесли – на стене мы увидели художественное жизнеутвержающее панно с космическими мотивами. И оно порадовало меня гораздо больше, чем местный капучино. 

Автор, конечно же, неизвестен. Но произведение очень «байконурское», близкое к космосу, устремленное ввысь. Смотришь на него – и сразу понимаешь, где ты находишься, ради чего мерзнешь и пьешь мерзкий кофе. 

news1898.jpg

А еще в Байконуре много мозаики. Много. Буквально на каждом перекрестке встречается что-то мозаичное. Как вот этот фонтан-бассейн на детской площадке – мозаика! Вроде и не произведение искусства, а как украшает серую действительность! И даже настоящий самолет в таком соседстве выглядит не очень уж и сурово…

Мозаика – это вообще яркая примета советского декоративного искусства, щедро подпитанного идеологией. В ней принципы идеологического влияния проявились, так сказать, в полный рост. Религиозные мозаичные сюжеты из древнерусских храмов перетекают в советские идеологические. Уход от эгоцентризма – нет Бога, есть человек, который только часть коллективного. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». А путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею: словно мозаика, где из отдельных цветных кусочков смальты складывается мозаичное панно…

news1899.jpg

Вот эти роскошные мозаичные герои встретили нас в холле Городского Музея истории космодрома Байконур. Здание было построено в 1968 году, и размещался в нем Дом офицеров-строителей. Сейчас это городской Дворец культуры.

Мозаика там с тех самых времен, с конца 60-х, и на ней есть все, что надо. Наука, сталевары с лесоводами, новостройки, мирный атом и, конечно, космос. Туристы проходят мимо панно, устремляются наверх, на второй этаж – там музей. А ведь эта мозаика – тоже почти музейный экспонат, свидетель истории и его участник…

news1900.jpg

А между первым и вторым этажами есть еще один мозаичный артобъект. Расположен так, что не каждый заметит, да скромнее размерами и проще в исполнении – просто звезда, художник, видимо, был не очень опытным. Анна Останина, заведующая информационно-библиографическим отделом городской библиотеки, по моей просьбе попыталась найти автора – но нет, не сохранила история его имени. Просто – солдат. 

news1901.jpg

Зато в самом музее на стене есть барельеф с автографом автора! «Церетели», - читаю в изумлении я. И фантазия тут же буйно дорисовывает картину: будущий наизвестнейший советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, президент Российской академии художеств, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, а в 60-е -молодой солдат-«срочник» Зураб Церетели был призван в стройбат, попал в Байконур, строил вот этот дом, и в творческом порыве создал вот этот барельеф!.. 

news1902.jpg

Но нет, оказалось, этот Церетели не Зураб, а Гулилаури.  Однофамилец. Тоже солдат, и тоже «срочник». Где он сейчас, как сложилась его жизнь? Неизвестно. Но имя его сохранилось, вошло в историю…

Но не все так уж безоблачно с артобъектами в Байконуре. Многие исчезают, рушатся, их сносят, перестраивают, закрашивают. Нету уже картины с изображением Королева и космонавтов на станции Тюратам. Очень хотела я ее посмотреть, но не судьба уже. Мне про рассказал знакомый, а он ее видел лет 10 назад во время своей командировки. Говорит – сильно был впечатлен. И не потому, что картина – шедевр художественный, нет, картина была писана очень просто кем-то из сотрудников или солдат. Но была она такой выразительной, яркой, что сразу на нее внимание обращаешь… А при ремонте последнем картину убрали и концов теперь не найти… Выбросили? Сожгли? Или кто-то к рукам прибрал? Лучше, конечно, последнее – хоть цела… 

news1903.jpg

Некоторые же артобъекты приходится постоянно ремонтировать, как это было со знаменитой скульптурой «Невесомость». Сюда приезжали молодожены в день свадьбы – такая была традиция. Хорошая, в общем-то. Если б не одно «но». Парочки частенько разбивали об «космонавта» бутылку шампанского – «на счастье». А некоторые новобрачные считали особой радостью попасть шампанским в голову космонавта, видимо, считали что метким счастья больше дадут.  И бедный космонавт все время находился в полуразрушенном состоянии. А год назад местные власти придумали поставить рядом со скульптурой «Камень семьи». Специально для того, чтоб об него бутылки разбивали. И помогло, знаете ли! Я «Невесомость» вживую так и не увидела, фото – с просторов интернета.

news1904.jpg

Зато городская библиотека, в которую я заглянула за документами, приятно удивила раритетными и не только книгами, календарями и фотографиями. Но среди космических пейзажей, героических подвигов и праздников труда я вдруг заметила пейзаж самый что ни на есть земной…  Очень нежная, мягкая, лиричная работа. Оказалось, автор картины - Баталов Сергей Краснославович, художник-оформитель Централизованной библиотечной системы города. 

news1905.jpg

И пишет он не только пейзажи. В местной церкви - храме Святого Великомученика Георгия Победоносца, есть несколько икон его работы, и фасады храма он тоже расписывал. Говорит, это очень сложная работа – писать иконы. И не потому, что технически тяжело ее выполнять, нет. А потому что это очень большая ответственность.    

news1906.jpg

Я разглядывала прекрасные лики и думала, что в этом городе какая -то особая атмосфера, космическая, она и заставляет людей творить прекрасное. Воздух, видимо, тут особый. Вдохнул полной грудью – и за кисть. Ну или за смальту, или за резак. И давай творить! Потому творения и не заканчиваются, живут, растут, принимают новые формы.

А потом я совершенно неожиданно попала в Центр развития творчества детей и юношества имени Комарова. Я читала про этот центр на сайте города. Так, ничего особенно, просто история этого центра: Дворец был спроектирован ЦНИИЭП учебных заведений при Государственном комитете по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, рассчитан на 800 посетителей. Главный архитектор проекта Р. Дрогицкий. 4 декабря 1967 года состоялась торжественная закладка первого камня в здание будущего Дворца пионеров и школьников города Ленинска. Под бетонное основание заложена табличка и капсула с обращением пионеров города к сверстникам 2017 года. Я еще подумала: «интересно, вскрыли ли в 2017 году эту капсулу?»… Так и не узнала.

news1907.jpg

 А тут просто иду себе по улице, а передо мной это самое здание!.. И дверь открыта. Ну я и зашла. И меня – о чудо! – никто не выгнал, хотя было уже темно и пусто. Наоборот – включили свет и пригласили пройти в холл и посмотреть работы юных художников. Я прошла и посмотрела.

news1908.jpg

И опять поразилась. Таланту мальчишек и девчонок. Основная тема, конечно, космос. И уровень фантазии и творчества юных художников просто поражает. 

news1909.jpg

Вот такой космос в искусстве. Я немного позавидовала юным творцам. Для них космос гораздо ближе, чем для меня. И не потому, что они живут в Байконуре, а я за тридевять земель отсюда. А потому что для меня полеты в космос – это все-равно немного фантастика, а для них реальность, которую они могут увидеть просто через окно…

Источник -  Ratel.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...