Не ходите, люди, в штольни гулять | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Не ходите, люди, в штольни гулять

387
8 минут
Евгения Морозова

Сказ о том, как мы ходили там, где ходить не следовало бы

Алматинцы – люди особой отдыхательной способности. Путешествовать мы умеем, любим, практикуем.

Для всех моих друзей-европейцев, к примеру, триста километров дороги – это фактически поездка за границу, целая история с чемоданным настроением и долгими сборами. А для знакомых алматинцев – так, тур выходного дня. Или не выходного, но тоже дня. В пять утра выехали, в 12 ночи вернулись. Утром на работу. Нормально.

Вот примерно так мы и путешествовали по Жаркентскому району. Маршрут был прост и незатейлив. Выехали из Алматы в пять утра, позавтракали в дороге, в 10 были на Деревянном озере, искупались в мягкой и нежной водичке. Через час бродили по теплым грязям «диких» горячих источников. Чуть позже фотографировались в удивительных полосатых пейзажах Тигровых гор (географическое их название Долантау) – это дно древнего океана Тетис, между прочим.

Наш сопровождающий, гид и идейный вдохновитель путешествия – Аверкий Белов, человек в этих местах очень известный. Что не удивительно. С 2012 года он - настоятель храма Казанской иконы Богородицы в поселке Коктал Жаркентского района. Много путешествует, изучил эти места вдоль и поперек и знает о местных достопримечательностях, наверное, все. Часто сопровождает путешественников по этим местам, показывает им то, что обычный гид, такой как я, и не покажет. И не из вредности, а просто потому, что не знает.

А еще Аверкий преподаватель, писатель, поэт. Выпустил пять сборников рассказов и стихов, один из которых так и называется - «Странствия». И настоящий алматинец – родился в Алма-Ате, там же учился в школе, а потом и в университете, на журфаке КазГУ.  Потому понимает наши стремления увидеть что-то необычное, новое, особенное.

Когда он нам сказал: «Хотите, я вам покажу пещеру, недавно нашёл», мы не секунды не сомневались. Только уточнили, далеко ли идти. «Немного в горку по тропинке, а там рядом». Мы быстро (но вкусно!) пообедали в Коктале, а потом наш гид повез нас в сторону реки Борохудзир «показывать пещеру».

Ах, если б мы знали, что это за пещера и как до нее добираться, мы (возможно, но не обязательно) сразу бы повернули в сторону города. Но мы ж лихие и азартные путешественники, нам приключения подавай! И пошли.

«Горка» оказалась крутой и высокой, тропинка – каменистым обвалом. Но мы ж упорные, мы шли за нашим гидом, пыхтя и обливаясь потом, но не сдавались, нет! Нам же только на горку, а там – «рядом».

На перевале выяснилось, что «там рядом» - это «там», но не очень рядом. И мы опять ползли, опять пыхтели… И это все на жаре, заметьте.

Но дошли. Вход в пещеру полузасыпан, лаз узок и неудобен. Оттуда веяло прохладой, и мы полезли. Было темно и страшно.

Как в фильме ужасов: полная тьма, фонарь лишь тени наши на неровных стенах пещеры ловит, зловещая тишина. И только шаги гулко откликаются эхом где-то в глубине пещеры… Да летучие мыши надо головой попискивают…

Но раз уж забрались, то стали исследовать.  Ведь и сам Аверкий об этой пещере ничего толком не знал, ясно было только одно: пещера рукотворная. Слишком «правильная», с несколькими рукавами-ответвлениями в разные стороны. Достаточно длинная – метров триста.  И «рукавчики» не короткие, тоже метров по 200-300… Камни очень красивые, узорчатые – и это сразу бросилось в глаза. Необыкновенный растительный рисунок, будто внутри камня растения. Или это действительно окаменевшие растения?..

Бродить по шахте – а нам уже было понятно, что это шахта – можно было бы долго. Все вокруг интересное, необычное… Но мы уже стали замерзать, хотелось на волю, к солнышку… Отец Аверкий по православной традиции совершил молитву, и мы отправились в обратную дорогу.

Тут уже идти было легче – впереди маячил светлым пятном вход в пещеру, точнее – выход из нее. Выбираться из лаза было гораздо труднее, отмечу, чем забираться, пришлось подтягиваться на руках, а потом змейкой выползать из-под камня на насыпь.

Выползли и зажмурились от непривычно яркого света. И когда он успел стать непривычным? За полчаса путешествия по пещерам?

Спуск занял гораздо больше времени, чем подъем. И был очень, очень опасным. И я не советую никому повторять наш подвиг, к тому ж без специальной обуви и снаряжения. Слишком велик риск подвернуть ногу, а то и свернуть шею, свалившись с камней.

А чуть позже, когда появился интернет и местные жители, мы узнали и о другой опасности, которой сами себя добровольно подвергли.

Выяснилось, что были мы в одной из урановых штолен. Их несколько в Панфиловском районе Алматинской области. Они давно уже не действуют, закрыты, законсервированы.

Как выяснилось, в сороковых годах прошлого века в этих местах начались геологоразведочные работы по поиску радиоактивного сырья для атомной промышленности. Тогда-то и появилось множество штолен в округе. Правда, крупных урановых месторождений не нашли, только на двух участках шла добыча, и то только до 1962 года. А потом месторождения законсервировали.

Остальные штольни были открыты всем ветрам и всем желающим в них заглянуть вплоть до начала 2000-х. Хотя ученые время от времени таки пытались донести до общественности и властей тревожные вести: штольни эти опасны, радиоактивны и требуют немедленного захоронения.

Тогда-то несколько штолен основательно замуровали – входы залили бетоном, подступы огородили металлическим забором, на калитки повесили замки.  Что несомненно предотвратило выход радона на поверхность. Особенно, я думаю, повлияли на ситуацию замки – ведь будь на нашем пути ограда, замок и предупреждающая надпись, мы бы в шахту б не полезли. Мы ж люди разумные, хоть и любопытные.

Но не все шахты замуровали. Некоторые шахты «консерваторы» пропустили, видимо. И в одну из них мы попали.

Попыталась я выяснить радиационный фон на отвалах этих урановых штолен. Однако самая «свежая» информация была датирована августом 2012 года. И была она тогда 2,51 микрозиверта в час при норме 0,34.

Немного пообщались с местными жителями – они про шахты знают, для них эти тайные места совсем не тайна. Некоторые еще детьми лазали по «пещерам», играли тут в войнушку и индейцев.  И говорят, что штолен тут не две, не пять, а больше.

А я, порывшись еще немного в интернете, обнаружила важное на портале госзакупок: «Работы по рекультивации отработанных блоков месторождений; дополнительная характеристика – рекультивация и консервация урановых штолен Панфиловского района Алматинской области; плановая сумма – Т117 153 027», информация почти новая: конкурс стартовал в июне, завершился в июле 2021 года.

А сами работы по оценке Панфиловского месторождения, оказывается, были начаты в августе 1958 года и закончены в июне 1961 года. Тогда было выявлено семь рудных зон, во время исследования было «пройдено 5627,7 п. м. горизонтальных горных выработок, пробурено 8575,5 п.м. скважин, в том числе подземных 5648,9 п.м. Простые зоны имеют мощность 0,5-2 м, сложные – до 40-60 м. Рудные зоны прослеживаются на 0,8-1,5 км при расстояниях 50-150 м между ними».

Сами месторождения в силу разных причин были тогда признаны экономически невыгодными, и потому в 1962 году геологические работы здесь были прекращены, а штольни закрыты.

Нашла я, похоже, в этом документе и описание штольни, в которой мы были, и которая сейчас на очереди для бетонирования:

«Недалеко от села Жаркент-Арасан расположена штольня №5, ее устье тоже перекрыто естественным путем обвалами горных пород, а непосредственный подход затруднен из-за наличия осыпей».

Да, подход затруднен... Но мы ж туда забрались.

Да и местные жители туда забирались и забираются.

На мой прямой вопрос, а не умру ли я от радиации после прогулки по штольне, они так же прямо рассмеялись: «мы же живы, а были там раз сто!».

Это обнадежило. Жить будем. Но будем и думать сначала, а потом уже лезть в неизвестные пещеры.