Лев, дракон и единорог: какие смыслы зашифрованы в картинах казахстанского художника | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Лев, дракон и единорог: какие смыслы зашифрованы в картинах казахстанского художника

2660
8 минут
Лев, дракон и единорог: какие смыслы зашифрованы в картинах казахстанского художника

Фото автора

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева продолжает работу персональная выставка произведений Георгия Макарова «Страницы». Экспозиция - результат работы за продолжительный период творчества – с 2000 по 2024 годы.

Экспозиция приурочена к юбилею – 55-летию художника. Полотна, действительно, страницы творчества, главы жизни за многие годы. Дневники мыслей, чувств, переживаний, наблюдений. Куратор выставки - кандидат искусствоведения Екатерина Резникова.

Георгий Макаров
Георгий Макаров

- Мне самому хотелось посмотреть на массив работ, на то, что сумел выразить за эти годы. Хотелось увидеть себя со стороны за этот большой промежуток, потому что обычно ты видишь какие-то собственные серии, готовые работы за определенный период. И это - одно впечатление. А когда ты видишь эти серии объединенными - с различными жизненными этапами - то это уже совершенно другое впечатление.

Смотрящий в вечность

- Две работы были написаны буквально за несколько недель. Полотно «Ангел» и вторая работа из последних – «Смотрящий в вечность» - сделанная буквально перед началом экспозиции. Герой держит гранат, как известно, это библейский символ - символ богатства - богатство рода, богатство семьи. И для меня это является символом мироздания. Внутри этого граната уживается большое количество семян, зернышек, которые, как и люди, соединены. В принципе они могли бы очень хорошо уживаться на земле.


Но, к сожалению, в силу того, что все разные, мы начинаем между собой выяснять какие-то отношения. Мы вместе, и – разделены. Гранат интересен еще тем, что он напоминает нам общество. Если внутри плода имеется хоть единое зернышко с червоточинкой, то он весь погибает. Точно так же, как и общество: если появляется человек с червоточиной, он начинает уничтожать вокруг себя все, поэтому хотелось бы, чтобы таких червоточин встречалось как можно меньше.

Ангел

- Для меня ангелы - всевышние существа, которые направляют нас, сохраняют, ведут куда-то. В общем, они - проводники между земным и небесным. Здесь показан сломанный ключ, и этот предмет несколько раз будет повторяться в разных работах. Ключ - древний символ, - отмечает художник.

Ворон черный. Ворон белый
Ворон черный. Ворон белый

Ключ означает, что ответ всегда рядом. Мы ищем ответы на свои вопросы, не обращая внимания на то, что есть вокруг нас. Но художник более зорок, прозорлив:

- Вот сломанный ключ, он символизирует то, что ответ всегда рядом - на поверхности, но мы его не видим. Более того, мы ломаем ключ, то есть отказываемся от ответа. Этот символ еще можно назвать ключом сломаной судьбы. У нас есть возможность что-то открыть, но мы вставляем ключ не в ту замочную скважину.

Георгий Победоносец

- Мне всегда очень интересен Георгий Победоносец. Не потому, что это связано с моим именем. Привлекает сам по себе образ змееборца, человека, борющегося со злом. И, конечно, смотря с какой позиции мы будем рассматривать этот образ. Я его рассматриваю не с позиции борьбы с мировым злом, а со злом внутренним. Георгий Победоносец олицетворяет борьбу каждого человека со своими внутренними негативными сторонами, попытку открыть себя совсем по-другому.

- Вы - дитя советского времени. Есть ли у вас какая-то причастность к православию, к церкви?

- Как художник я не могу быть неверующим, потому что считаю: то, что я делаю, это ни столько моё, сколько то, что приходит сверху - я лишь проводник. То есть я убежден, что через меня всего-навсего проходит какая-то информация, которой я делюсь с окружающим миром, с людьми, которые рядом со мной. Не более того.

Натюрморты. Храм
Натюрморты. Храм

Георгий показал работу, которая пролежала десять лет:

- Она была начата еще в четырнадцатом году. И завершил я ее только в этом году. Она, наверное, ждала свое время. Работа называется «Лев, Дракон и Единорог». Вот случилась такая встреча всех героев на одном полотне. Они собрались в ожидании того, что произойдет драма. В центре - дама, рядом красный дракон, он пока жив. Вот дева, благодаря которой мы можем с вами либо приручить единорога, либо убить.

Ожидание дамы

Это так называемое искушение: Единорог - символ духовности, Лев - символ земных наслаждений, он олицетворяет богатство. Ну и Дракон - то, что живет внутри нас, то, с чем мы либо боремся, либо приручаем. Или же дракон нас побеждает. И каждый делает свой выбор в этой истории. Здесь Дева пригласила всех на так называемую чайную церемонию, и чем закончится эта церемония, никто не знает. Каждый решит сам, что и как делать.

Зритель

По признанию Георгия Макарова, иногда даже зритель удивляет художника теми открытиями, которые делает на выставке:

- Он может нарисовать такую историю, что ты будешь думать: «Ну надо же, человек сделал открытие!» Я всегда в этот момент вспоминаю стихотворение Михалкова: «Зачем я, корова, тебя продаю? Такая корова нужна самому». Это то, что очень часто бывает со зрителем на выставке. Он тебе может подсказать какие-то вещи, о которых ты сам мог и не задумываться.

Работы Георгия Макарова – и декоративные, и философские. Через них он пытается сказать миру нечто и в то же время стремится сделать мир немного красивее, лучше. Георгий комментирует совокупность этих двух задач:

- Для кого-то моя картина будет просто цветным декоративным пятном, а кто-то в этом увидит что-то более глубокое.


Главным для художника является то, что есть зритель, которому его работы нравятся. Георгий может легко расстаться с работой, даже просто подарить человеку. Иногда на выставках галеристы останавливают Макарова, заметив, что какая-то его картина понравилась бабушке, и живописец снимает ее со стены и – дарит бабушке.

- Как формировался этот особый стиль Макарова?

- У меня были хорошие педагоги, которые вовремя, на первом курсе художественного училища, мне дали книгу, которая называлась «Модернизм». И я с этой книгой работал очень много. Плюс ко всему мне было самому интересно изучать творчество различных художников, причём порой совершенно разных. Допустим, того же Нестерова и сюрреалиста Сальвадора Дали. Но, тем не менее, я находил в них что-то общее, что могло бы быть интересно мне прежде всего. А так, в принципе, здесь я могу сказать, что использовал творчество для себя, то есть основополагающим для меня является творчество метафизиков.


Это, в частности, Джорджо де Кирико, его работы, потом произведения российского советского художника Дмитрия Краснопевцева. Кстати, в Музее имени Кастеева есть его работа, одна из моих любимых, это маленький натюрморт. Вот как раз Дмитрий Краснопевцев являлся метафизиком именно в советском натюрморте. Потом Джорджо Моранди - с его натюрмортами. И - бельгийский художник Рене Магритт.


Ну и, естественно, это иконописная школа. Она мне нравилась всегда. Мне были интересны процессы написания иконы. Я их использую в своем творчестве: это работа от нижнего слоя к верхнему. То есть я сначала пишу пятном всю фигуру, а потом начинаю ее наполнять, светом и так далее.

Георгий Макаров еще не писал собственные иконы, хотя пробовал этот высокий жанр:

- Это для меня очень ответственный, сложный момент, до которого надо дорасти. И я считаю, что не каждому это позволено, и, может быть, еще просто время не наступило, когда я буду готов к тому, чтобы написать икону. Но я пробовал, мне это было интересно, но не так, чтобы ее использовали потом как икону.

Георгий Макаров однажды рисовал лик Христа. Работая над картиной святого Георгия, он использовал по стилистике иконописный принцип – как в иконе.

Баян Барманкулова, искусствовед:

- Что привлекает в творчестве Георгия Макарова? У него возникает мир – как в царстве Снежной Королевы: вещи, которые навсегда замерли, как будто время не властно над ними. Четкие контуры, почти чертеж каких-то предметов. При этом во многих натюрмортах чаша, обращенная к нам боковиной, вдруг открывает нам горловину, будто приглашая нас к чаепитию.

Баян Барманкулова

При этой заторможенности – есть ощущение вечного присутствия неизменных вещей, которые сопровождают нас постоянно в нашей жизни. И вместе с тем в них есть та теплота общения, которая переходит к этим вещам от их владельца. Кроме того, Макаров каким-то странным образом живет в Средневековье. У него единороги, у него Георгий Победоносец побеждает Змия. Происходит то, чем была наполнена история средневековой Европы. Это о прошлом, которое почти сформировалось.

Хотя, говорят, каждый историк придумывает свое прошлое – оно постоянно течет, и ухватить его нельзя, как нельзя зажать рукой воду в ручье. А вещь дает возможность почувствовать себя владельцем – ты царствуешь в этом мире. Чайник, чашка, блюдце…

Беседа о кофе

Если с ними обращаться бережно, они могут прослужить целую вечность. Вот эта вечность, терпеливость, неподвижность, благодарность вещи своему хозяину – они присутствуют в любой работе, где есть хоть какой-то предмет. Георгий Макаров умеет вытягивать из той или иной техники все богатство той или иной техники. У него мир одновременно отчужденный, но и – «вещь в себе», согласно кантовскому определению.

В мастерской

Но этот мир становится вещью для нас. И это означает, что человек окружен теми рукотворными предметами, когда тот, кто их создал, вложил свое воображение, свою душу, и вот теперь эти вещи возвращают теплоту человеческих рук – и художнику, и зрителю.

Выставка произведений Георгия Макарова «Страницы» продлится до 7 апреля включительно.

Посетители

Серия Тбилиси
Общение с художником
Впечатления

Скачивайте мобильное приложение АПН и всегда будьте в курсе наших новостей

Доступно в Google Play
  • Комментарии
Загрузка комментариев...