Женщина как молитва: художница назвала общую черту всех казахстанок | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Женщина как молитва: художница назвала общую черту всех казахстанок

1471
6 минут
Женщина как молитва: художница назвала общую черту всех казахстанок

Фото автора

Весна и женщина похожи – стремлением к юности, обновлению, красоте, цветению. Почувствуй, посмотри, проникнись.

На выставке

«Почувствуй…» – именно так называется персональная выставка известного акварелиста Казахстана Асии Хайрулиной. Экспозиция открылась накануне Международного женского дня в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева. О себе как о художнике Асия Укеевна говорит: «Мне близки фрагменты, мозаика и детали момента, секунды скользящих неповторимых впечатлений и непредсказуемой сплетение эмоций и образов… Только искусство позволяет людям быть такими разными, никак не вмещающимися в придуманные ими же стандарты и правила!»

Женские лики

Художницу привлекают разнообразные явления и объекты – цветы, пейзажи, чувства, обычные предметы… Но наиболее повторяющийся образ – женщина. Какие они, женщины нашей страны, в представлении Асии Хайруллиной? Она не сомневается в определении: «Думаю, что одного портрета женщины Казахстана быть не может. Все разные, уникальные. Если назвать общие черты, то это, на мой взгляд, сдержанность и сила».

Девочка с цветком

Асия Укеевна и сама являет собою сдержанность и силу. По крайней мере, таковой она выглядит – в жизни и на фотографиях. Но в окружении друзей, коллег и зрителей – сияющая, красивая, открытая, и в этой открытости – беззащитная.

Художник-акварелист создает чарующий мир! Где все краски и предметы - инореальны, как в сновидении, в фантазии или в мечте. И зритель - часть этого мира, он кажется столь же ирреальным. Но будто это и есть его подлинная жизнь!

Весна пришла

Примечательно, именно женский образ выражает множество явлений. Причем акварелист с помощью женского облика, лика, фигуры отображает настроения, переживания, времена года, час суток, сердечные бури и штили…

Разбитая чашка

Персональная выставка – это событие, в котором автор представляет не только результат определенного периода работы, но и распахивает перед зрителем душу. Как делает это в каждой своей работе Асия: «Мой мир, мое пространство, которое я создаю, мое измерение, мои ощущения, эмоции - все это здесь, в моих работах, которые люблю! И каждая их них, это маленькая история о такой большой и такой интересной жизни!»

Справка

Асия Укеевна Хайрулина - деятель культуры РК, член Союза художников РК, член Международной Ассоциации Акварелистов IWS Kazakhstan, член Ассоциации художников «Мост», автор и организатор Международных и казахстанских проектов и выставок в области культуры и изобразительного искусства Казахстана, обладатель золотой медали имени А. Кастеева. За вклад в изобразительное искусство РК - медаль от Союза Художников РК, Таранды Великого Эля - диплом от Академии художеств Казахстана, диплом от Евразийского фонда культуры.

Асия

Баян Барманкулова – искусствовед, старший преподаватель истории искусства, кинокритики, психологии творчества Национальной Академии искусств имени Т. Жургенова так говорит о выборе жанра Асии Хайрулиной:

«Она предана акварели. И даже рождена для акварели, что пребывает на зыбкой границе между живописью и графикой. Сила и нежность, плотность и прозрачность краски, преображающейся в цвет мира и метафору чувств – все это чудесным образом оживает на хрупком листе бумаги, призывающей к бережному касанию. Среди ее работ есть изображения предметов, интерьеров, ландшафтов, сюжетов и чудесных лиц, реальных и воображаемых. Однако даже если явлен вполне узнаваемый предмет, он взят не столько в качестве объекта, сколько в качестве отклика субъекта на здесь и сейчас происходящее».

Баян и эмоция

Ассоциации о явлениях, переменчивых чувствах, движениях природы у Асии Хайрулиной имеют женское лицо: так вечер, как и летние сны, являются в образе женщины. Полдень – это тоже желто-оранжевая женщина, даже блюз – можно объяснить лицом девушки в голубых, серых и белых тонах.

Блюз

Баян Карибаевна объясняет это пристрастие к женскому образу так:

«Асия Хайруллина – наша современница, женщина, – соответственно, ей близко женское начало. В науках всегда было и остается больше мужчин-гениев, чем женщин. Но признано, что представительницы слабого пола по своей сути – более сложное существо. По той причине, что, начиная с первобытных времен, ей приходилось одновременно делать много разных вещей одновременно.

Пери

В то время как мужчина ставил перед собой одну задачу и добивался ее решения: шел на бизона и приносил добычу. А женщина собирала орехи, ягоды, поддерживала огонь в очаге, защищала жилище от тигра, прислушивалась к ребенку, бежала на его плач, кормила. У женщины распахнутое сознание. Может быть, оно не столь глубокое, но зато – обширное. В женских образах Асии Хайруллиной – во всех лицах, обликах, образах - на первый взгляд простого мира, но внутри он сложен, требует своего прочтения. И этот мир, может быть, не Марианская впадина, но – поверхность Тихого океана».

Искусствовед Баян Барманкулова замечает, что Асия проявляет интерес не только к наличному миру, но и к мифическому, мистическому, к символам веры. Художник «вглядывается в мир вечных истин, таинственных связей души и духа. И тогда формы и цвет превращаются в знаки и символы, указующие на то, что обитает за пределами предметной оболочки, – неуловимое и прекрасное».

Летние сны

Картина «Молитва» – фигурка женщины с ребенком. Мать прижимает к себе дитя и молится о нем, пытаясь защитить от опасностей этого мира. Для Асии Хайруллина молитва – не пустые слова: «Молитва для меня это - разговор с Богом, очень искренний, Ему можно сказать все, Он поймет... Сначала прошу прощения за свои дурацкие мысли и поступки и благодарю за то, что у меня есть. А потом забываю о том, что хотела просить…»

Молитва

Для непосвященных зрителей техника акварели – загадка. Посетители выставки сначала восхищаются, а потом всматриваются в поверхность красочных листов, пытаясь понять, как это сделано?

Любопытствующим может ответить Баян Барманкулова, которая дотошно изучила технику акварели на примере творчества Асии Укеевны. Но искусствовед не выдает всех секретов мастерства:

«Мастерская Хайрулиной сродни лаборатории средневекового алхимика, где что-то смешивается, наносится на лист, промывается проточной водой, снова наносится, снова промывается. На вопрос: что и как возникает? Следует приблизительно такой ответ: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва»».

Мечтательница

Внимательный зритель заметит, что женское обаяние присуще многим работам Асии Хайрулиной. Бокалы для коктейля, цветы в вазе, интерьер в комнате, даже абстрактная композиция – они женского рода.

Но есть при этом мужская решительность, научный расчет, подчас категоричность – в создании каждого полотна. Творчество художника-акварелиста – это инь и ян – единство женского и мужского. Но в этой дуальности, дробящей мир на черное и белое, добро и зло, есть поиск формулы Асии Хайрулиной, и есть некий общий знаменатель – любовь:

«Все вокруг вас, дорогие женщины, расцветает и становится ярким только благодаря вашей любви! Чем больше ее вы излучаете, тем теплее и гармоничнее становится мир. Поэтому желаю вам хорошего настроения, светлой энергии и радости в каждом дне!»

Вечер

  • Комментарии
Загрузка комментариев...