Государство в государстве: как изменилось за полвека село Панфилово – бывший алматинский "Табаксовхоз" | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Государство в государстве: как изменилось за полвека село Панфилово – бывший алматинский "Табаксовхоз"

2285
10 минут
Государство в государстве: как изменилось за полвека село Панфилово – бывший алматинский "Табаксовхоз"
Полина Чихичина, АПН

На фото: ДК Алма-Атинского табаксовхоза, 1956. Архив Александра Мелякова/Разрушенное здание ДК села Панфилово, 2023. Фото АПН

В советское время алматинский Табаксовхоз называли “государством в государстве”. Сюда съезжались люди со всего Союза. Жить здесь было престижно, а табачники на одну только премию могли позволить себе покупку автомобиля. Сегодня это село Панфилово. От былой славы здесь остались потертые временем фасады и воспоминания, которые с трепетом хранят местные старожилы. Мы посмотрели на село их глазами и сравнили с тем, как выглядит бывший "Табаксовхоз" сейчас.

“Забудьте то, чему вас учили, и мы начнем всё сначала”

Лилия Григорьевна ШТЕПА живет в Панфилове 56 лет. Когда она идет по улицам, с ней здороваются ребятишки, чьих имен она даже не знает: это дети и внуки ее учеников, которых за годы преподавания в музыкальной школе Лилия Григорьевна выпустила сотни. Она стояла у истоков музыкального образования в "Табаксовхозе" в конце 60-х. В богатый совхоз недалеко от Алматы они с мужем, джазовым кларнетистом, переехали в поисках жилья.

Среди местных быстро разнесся слух о приезде настоящих музыкантов. На встречу с ними пришла половина всех сельчан – люди хотели учиться музыке. О том времени Лилия Григорьевна вспоминает:

- Когда мы приехали, здесь были только любительские музыкальные кружки. Я посмотрела на их руки, на то, что они делают, и сказала: “Если вы хотите играть, забудьте то, чему вас учили, и мы начнем все сначала”. Так была заложена основа музыкальной школы, которая существует по сей день. Дети были настолько талантливые, что нам пришлось отбирать лучших. В первый набор попали 100 человек – все дети из Табаксовхоза”.

Лилия Григорьевна осталась. Думала, что на время – оказалось, на целую жизнь.

Лилия Штепа в 1960-е и в 2023-м.

На фото: Лилия Штепа в 1960-е и в 2023-м.

“Табак солдатам нужен? Вот и занимайтесь табаком!”

Лилия Григорьевна застала расцвет совхоза еще при первом директоре Петре Федоровиче ТОМАРОВСКОМ. В конце 1930-х годов Томаровский, научный сотрудник алматинского филиала НИИ табака и махорки, был назначен здесь сначала главным агрономом, а потом и директором.

Насколько местные земли хороши для выращивания табака, Томаровский понял сразу. Но известной за пределами Казахстана “табачкой” этот край стал только в годы войны. Тогда многие фабрики Союза оказались в зоне оккупации, и резко возросла необходимость в новых плантациях. С началом военных действий табак вошел в продовольственные нормы Красной Армии: 20 г махорки в сутки, 3 коробка спичек и 7 книжек курительной бумаги в месяц на человека. Табак помогал снять напряжение, служил средством товарообмена.

Притчей во языцех для старожилов Панфилова стала история о том, как после оккупации Крыма, где были сосредоточены крупнейшие табачные фабрики, сам СТАЛИН поручил казахстанским табачникам ввести обязательные поставки махорки государству:

– Табак солдатам нужен?

– Нужен

– Ну вот и занимайтесь табаком!

- В конце 60-х, когда мы с мужем сюда приехали, обширная территория совхоза была в табачных сараях. Это такие столбы, на них навес. А внутри вывешивался на шпагатах и сушился табак. Работало несколько бригад. Полив табака в 4 часа утра, нанизывание, сушка, прочие работы… Это был тяжелый труд, но хорошо оплачиваемый. Мелиоратор получал больше, чем директор совхоза. А в конце года давали премию. На нее можно было сразу купить машину. Это были очень большие деньги.

В 90-е всё снесли. Землю разделили на участки и отдали людям под строительство домов. Сейчас там, где когда-то сушили табак, находится наша “Рублевка”, – рассказывает Лилия Григорьевна.

Петр Томаровский с агрономами на табачном поле, 30-40-е. Коттеджи на месте бывших табачных сараев, 2023-й.

На фото: Петр Томаровский с агрономами на табачном поле, 30-40-е. Коттеджи на месте бывших табачных сараев, 2023-й.

Малая Греция в Казахстане

В 1942 году, когда в этих краях вплотную взялись за выращивание и переработку табака, остро стоял вопрос человеческих ресурсов: мало кто был знаком с технологией производства. Такими навыками славились греки, в то время населявшие Крым и Кубань. Так под видом эвакуации началось массовое переселение греческого населения из Краснодарского края в Сибирь и Казахстан.

Греки Панфилова выращивали табак, которым снабжали армию и который вывозился на экспорт. После многие греки-земледельцы получили патенты на выведенные ими сорта сои и винограда. И в целом диаспора внесла большой вклад в развитие совхоза.

Константин Иванович МУРАТИДИ начинал в "Табаксовхозе" простым физруком, а стал заслуженным тренером казахской ССР, воспитав талантливых учеников, впоследствии игравших за московский “Динамо” и алматинский “Кайрат”. Добился открытия в селе бассейна и стадиона, который теперь носит его имя.

К. Муратиди с футбольной командой, 1980-е. Урок физкультуры на стадионе имени К. Муратиди, 2023.

На фото: К. Муратиди с футбольной командой, 1980-е. Урок физкультуры на стадионе имени К. Муратиди, 2023.

А София Константиновна КАЛДУРМИДИ и ее семья в девяностые спасли от разрушения исторически значимое здание: Дом стахановцев, построенный в 1952 году. Здесь был своего рода совхозный санаторий, место отдыха для передовиков производства со всего СССР. Внизу располагалась столовая, а на втором этаже – гостиница.

София Константиновна КАЛДУРМИДИ

- В 1990-х годах наша семья приобрела здание на аукционе и превратила его в ресторан. Здесь люди празднуют свадьбы, юбилеи и просто заходят отведать греческий хлеб и выпить настоящий греческий кофе, – говорит хозяйка и повар София Константиновна.

Уже 30 лет семья Калдурмиди снабжает село продуктами из Греции, собственной выпечкой и занимается благотворительностью.

бывший Дом Стахановцев, ныне ресторан Эллада, 2023 год.

На фото: бывший Дом Стахановцев, ныне ресторан Эллада, 2023 год.

Кто хорошо работает, должен хорошо отдыхать

Дом Стахановцев – архитектурный родственник многострадального Дома Культуры, расположенного прямо через дорогу от него. После войны Петр Федорович Томаровский добивался того, чтобы у работников было много свободного времени. Он активно отстаивал идею: кто хорошо работает, должен хорошо отдыхать. Так, чтобы не было нужды ездить в город за продуктами, в совхозе были организованы магазины, пекарня, мясокомбинат, собственные виноградники и даже пруды, где выращивали рыбу.

А в 1952 году Томаровский принял решение построить Дом культуры или просто клуб. Денег на строительство не давали, но после тяжелых смен людям просто необходим был отдых. И Томаровский принял волевое решение выделить для этого средства, которые должны были пойти на вакуумную сушку для табака.

Говорят, подобных монументальных зданий на весь Союз было всего два: в чиликском и алматинском Табаксовхозах. Здание ДК стало культовым, его изображение печаталось на открытках, почтовых марках и пачках сигарет.

Алма-атинский Табаксовзоз. Изображение на открытке.

На фото: Алма-атинский Табаксовзоз. Изображение на открытке.

Кто был автором проекта, доподлинно неизвестно. По одной из версий, в его основе итальянский проект. Согласно другой, при создании Томаровский вдохновлялся архитектурой ВДНХ, где неоднократно выставлялась совхозная продукция. Третьи же утверждают, что создателем проекта является архитектор из Санкт-Петербурга. 

Как бы то ни было, замысел Томаровского полностью оправдал себя: Дом культуры стал местом притяжения для местных жителей. Здесь проводились концерты, спектакли, киносеансы, танцы, работали кружки и секции, выступали советские артисты. Жители совхоза с любовью относились к своему Дому культуры и гордились им. Муж Лилии Григорьевны, ЖМАЙЛО Евгений Афанасьевич, многие годы был здесь директором, а сама она проработала в клубе 20 лет.

ученики Л. Штепы возле Дома культуры, 1970-е. Дом культуры 2023.

На фото: ученики Л. Штепы возле Дома культуры, 1970-е. Дом культуры 2023.

Ломать – не строить

Плод труда Петра Томаровского и сотен жителей Табаксовхоза так и стоит в самом сердце села, но сегодня он с немым укором глядит на жителей выбитыми пустыми глазницами окон. При крепких стенах и прочном фундаменте зданию требуется капитальный ремонт.

“В 90-е годы, когда прекратились субсидии от государства, Дом культуры выкупил бизнесмен. Взял большую ссуду, но дело у него не заладилось. Он бежал за границу, на него повесили долг, а с клубом ничего не могли сделать, потому что здание было в залоге. Сейчас, говорят, долга больше нет. Но воз и ныне там”, — сетует Лилия Григорьевна.

музыкальный ансамбль выступает в ДК в 1960-х. ДК внутри в 2023-м.

На фото: музыкальный ансамбль выступает в ДК в 1960-х. ДК внутри в 2023-м.

Уникальный “круглый” храм

Справедливости ради стоит сказать, что в девяностые в Панфилове разрушалось далеко не все. В 1994 году здесь впервые появился собственный православный храм. Если обычно церкви строят в виде креста, то панфиловская церковь имеет необычную архитектурную форму, напоминающую часовню. На территории храма расположены поклонный крест в память о погибших в годы репрессий, купель, а также подвалы.

Согласно легенде, в советские годы и после в этих подземных помещениях проводились богослужения и даже жили люди. Местные жители подтверждают, что в подвалах совершалась молитва, но говорят, что в основном землянки использовали как овощехранилища.

подвалы, где совершалась молитва в 90-е. Церковь села Панфилово, 2023-й.

На фото: подвалы, где совершалась молитва в 90-е. Церковь села Панфилово, 2023-й.

Священник отец Яков рассказывает: Община в Панфилове небольшая, но крепкая. В субботу-воскресенье в храм приходит 20-30, максимум 40 человек. Половина из них – греки. Храм существует уже 28 лет. Место выбрали замечательное: большая территория, вид на горы. И расположен он на возвышенности – как духовное начало Панфилова”.

отец Яков на фоне храма в селе Панфилове.
На фото: отец Яков на фоне храма в селе Панфилове.

Вера, музыка и вера в музыку

В хоре при церкви Лилия Григорьевна продолжает свою музыкальную деятельность. Вплоть до своего выхода на пенсию она проработала учителем игры на фортепиано и завучем в музыкальной школе.

Суровой зимой 2012-го, спустя год после ее ухода, из-за обильного снегопада не выдержала крыша школы и ее снесли. Но проверку временем не выдержало только здание. Само учебное заведение, основанное Лилией Григорьевной и ее мужем в 1967 году и спустя 10 лет получившее статус государственного, существует до сих пор и находится в здании панфиловской общеобразовательной средней школы.

Лилия Штепа с ученицами, 1970-е. Церковный хор 2023.

“Ваша мечеть дала мне путевку в жизнь”

Лилия Григорьевна показала нам еще одно место, свидетельствующее о духовности и инициативности местных жителей – мечеть. Раньше на этом месте была роща, но развал Союза не пощадил даже растения. Подполковник в отставке Байрам Магоевич КАЧАЕВ рассказывает: “Три года мы добивались участка. Здесь была свалка, высохшие деревья. Все было в запущенном состоянии после 90-х. Мы создали группу в составе 9 человек разных национальностей, исповедующих ислам. И в 2017-м году построили здесь мечеть, которая называется “Замзам”, как священный источник в Мекке”.


По пятницам в мечети собирается около 500 верующих. На протяжении 5 лет главным имамом здесь был Нурлан Байжигитулы, который в мае возглавил мечеть имени “Ырыскелді қажы” в столице. “Ваша мечеть дала мне путевку в жизнь” – вспоминает Байрам Магоевич слова прежнего имама.

Лилия Штепа на фоне рощи в Табаксовхозе, 1960-е. Мечеть на месте бывшей рощи, 2023.
На фото: Лилия Штепа на фоне рощи в Табаксовхозе, 1960-е. Мечеть на месте бывшей рощи, 2023.

Панфиловцы из Панфилова

Мы подходим к обелиску воинам, погибшим на полях сражений. Байрам Магоевич рассказывает:

“Во время Великой Отечественной войны из Табаксовхоза в Панфиловскую дивизию было призвано свыше ста человек. 70% из них не вернулись домой. Дивизия генерал-майора Панфилова формировалась как раз здесь, в Талгарском районе Алматинской области. Об этом даже в “Волоколамском шоссе” написано”.

И действительно, открываем повесть Александра БЕКА и читаем — о том, чего уже давно нет:

“Табак — казахстанская махорка — высился в рост человека. Ни одно дуновение не колебало широких пахучих, распаренных солнцем листьев…”

открытие памятника героям войны 1965. Памятник в 2023 году.

На фото: открытие памятника героям войны 1965. Памятник в 2023 году.

От Табаксовхоза до спального района Алматы

Табаксовхоз — первый совхоз по выращиванию табака близ Алматы — был организован в 1930 году. С тех пор прошло почти 100 лет, многое изменилось. Когда-то это был совхоз-миллионник, теперь – село с миллионом нерешенных проблем. Когда-то в маленький Табаксовхоз приезжали люди со всей страны, теперь его называют спальным районом Алматы, откуда каждое утро жители уезжают на работу в город.

Не изменилось одно: прекрасные люди, которые по-прежнему верят в возрождение своей малой родины. Или, по крайней мере, что любимое Панфилово очнется от ностальгии и применит уроки прошлого в настоящем для создания будущего.

директор Табаксовхоза Петр Томаровский и его преемник Алексей Бойко. Воспитанники детского сада в селе Панфилове, 2023.

На фото: директор Табаксовхоза Петр Томаровский и его преемник Алексей Бойко. Воспитанники детского сада в селе Панфилове, 2023.

Фото из личных архивов С. Томаровского, Л. Штепы, К. Муратиди, А. Мелякова, АПН.

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...