Православные вошли во вторую половину Великого поста | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Православные вошли во вторую половину Великого поста

1393
5 минут
Православные вошли во вторую половину Великого поста

Фото АПН

Завершилась третья седмица Великого поста и православные пришли к неделе Крестопоклонной. Началась она 7 апреля. В церковном календаре недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье. 7 апреля отмечено тем, что все ближе Страстная седмица, к которой, собственно, и ведет Великий пост.

Люди в эти дни обращаются к образу Креста, как бы заново постигая его сакральный смысл. Крест символизирует искупительную смерть Христа и, главным образом, его славное Воскресение, открывшее дорогу в рай всем, кто следует за Учителем. Именно Крест является главным орудием спасения человека и напоминает нам о том, что вся наша жизнь - это несение собственного креста.


Крестопоклонная неделя – время Всенощного бдения. В субботу в вечернее время в центр храма выносят увитый цветами Крест, и все присутствующие поклоняются ему. Он остается в середине храма всю неделю, и после каждой службы люди совершают особое поклонение Кресту.

Лейтмотив службы - тема Креста как древа спасения и райского древа жизни. На Литургии звучит гимн - «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».


Каждая церковная служба в эту неделю свидетельствует о том, что Великий пост - совершенно уникальный период в церковном году, он наполняет каждый день и каждую службу особым смыслом. Центральное место отведено евангельским чтениям - в воскресные дни поста и подготовительные недели. При этом Кресту посвящены все песнопения воскресенья, но священнослужители и певчие хора поют не о страданиях на Кресте, они провозглашают победу и радость.

Итак, достигнув середины Великого Поста, совершив физический и духовный подвиг, испытав усталость, мы получили поддержку и ободрение. Вместе с тем, пережив это напряжение, одолев половину горы, человек увидел конец странствования. Для него ярче воссиял Пасхальный свет.


В пик Великого Поста приходит осознание того, что мы переживаем подобие собственного самораспинания, опыт призыва, исходящего от Христа. Об этом Евангельское чтение дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24).

Мы приходим к понимаю: чтобы принять свой крест и следовать путями Христа, необходимо принять Его крест, взятый Им для нашего спасения. Так мы спасаемся Его крестом, а не нашим. Именно от Иисусова креста исходит сила и смысл нашим крестам. Как объясняет одно из церковных песнопений смысл и значение креста для всего мира: «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». А в одной из стихотворных строк праздника сказано: «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов».

В Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья (синаскарий - сборник сведений о празднике или святом, память которых совершается в этот день) сказано об этом этапе Великого поста:

«…Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя - Животворящий Крест, - наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу. Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, так как святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...».

Таким образом, исполненные новых сил, приободренные, мы входим во вторую половину Великого Поста.

Александр СуворовАлександр Суворов

Протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского собора Алматы, написал философское стихотворение, посвященное Кресту. Священник предостерегает от фальсификации отношения к святыне Креста, от обесценивания всего того, что сопровождает нашу веру:

«Подчас человек, закрываясь симулякрами-подделками, мишурой, уходит от подлинной веры».

Александр Суворов обращается в этом стихотворении к давним событиям:

«После IV Крестового похода Генуя и Венеция, бывшие тогда городами-государствами, поставили бизнес на торговле разграбленными артефактами Византии. Они продавали мощи, различные реликвии. И свое торжище сопровождали пояснениями, утверждая, что, например, «вот этот гвоздик от креста, на котором был распят Иисус», а «вот это – настоящая плащаница, которой был укутан снятый с креста Христос».

Но 90 процентов этих вещей были фальсификатом, как и мощи - подделкой. В Первом послании к Коринфянам, Главе первой, сказано: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия». Крест - это жизненный путь, подражание Иисусу, путь Христа».

Онтология Пятницы

Я не верю в Христа нарисованного

На фольге генуэзских купцов,

По реликвиям расфасованного,

Что страдает на злате крестов.

Я не верю в восторженность слова,

Что нацелено в глубь кошелька -

Свысока-величиво с амвона,

Про земное, затем про Христа.

В карантин я не верю, и в маски,

И в гастроли в ковчегах святых.

Вечный круг - от Голгофы до Пасхи

От никчёмной бегу суеты.

Я не верю в масонов и чипы -

Против Промысла дерзость слепа,

В нас, младенцах - от крика до хрипа -

Вера Павла - юродство Креста.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...