Увидеть свет. Чему посвящена вторая неделя Великого поста | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Увидеть свет. Чему посвящена вторая неделя Великого поста

1199
9 минут
Увидеть свет. Чему посвящена вторая неделя Великого поста
Что такое седмица? В чем Торжество Православия? Какой подвиг совершил Григорий Палама и почему его именем называется вторая неделя поста? Читайте в нашем материале.

Главный пост в христианстве начинается за 7 недель до Пасхи. Он посвящен подготовке верующих к празднованию Воскресения Иисуса. 

Слово «неделя» в церковном языке обозначает воскресный день. Когда-то это слово означало «выходной», в который ничего не делают (отсюда – неделя). Неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей». Седмицей на Руси называли семь дней недели. Седмица в православии — шесть суток и неделя (воскресенье). Каждая из шести седмиц Великого поста завершается неделей (воскресеньем), посвященной тому или иному празднику или святому.


Источник: Википедия

В церковном календаре недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье.

Первая седмица поста начинается 18 марта и заканчивается 23 марта неделей (воскресеньем в нашем светском понимании) – 24 марта. В этот день отмечается праздник Торжество православия. 

Второе воскресенье (неделя) Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Великий пост для христиан — это семь недель духовного труда. И у каждой недели – свое значение.

Великий пост как период покаяния заканчивается в пятницу шестой седмицы. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, или Неделя ваий) стоят особняком и в Великий пост не входят, хотя пост в эти дни так же не отменяется. Седьмая постная седмица — Страстная — с богослужебной точки зрения также не входит в святую Четыредесятницу (период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику). Эти дни посвящены уже не нашему покаянию, а воспоминанию последних дней жизни Христа. Седьмое воскресенье — Пасха.

В каждое воскресенье (неделю) Великого поста верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны — такие как Крестопоклонная, Страстная. Хотя далеко не все знают смысл этих названий. А меж тем они являются символами, за которыми стоит вполне определенная духовная реальность.

Торжество Православия

Первая седмица Великого поста заканчивается воскресеньем, или, по-православному – неделей, и праздником - Торжество Православия. В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах.

После очень строгой первой недели Четыредесятницы, за шесть недель до Пасхи, наступает вторая седмица, которая заканчивается праздником посвященным Святителю Григорию Паламе. Она еще называется – «неделей светотворных постов».  Каждая неделя имеет свой духовный смысл. Во вторую седмицу Церковь призывает всех, кто верит в Иисуса Христа, быть в мире и любви не только с живыми, но и умершими.

Иконоборческое восстание. Нидерланды.

Источник: obrazovaka.ru

Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося на православных почитателей икон, особенно монахов.

По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона.

Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие, и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках. К ним присоединилась и сама императрица Феодора.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

Царица Феодора, мозаика_dic.academic.ruЦарица Феодора, мозаика.
Источник: dic.academic.ru

Неделя светотворных постов

После очень строгой первой недели Четыредесятницы, за шесть недель до Пасхи, наступает седмица, посвященная Святителю Григорию Паламе. Каждая неделя имеет свой духовный смысл. Во вторую седмицу Церковь призывает всех, кто верит в Иисуса Христа, быть в мире и любви не только с живыми, но и умершими.

Архиепископ Фессалоникийский, живший в XIII веке, проповедовал, что в Боге не бывает тьмы, потому что он сам — нерукотворный свет.

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства.

Не вдаваясь в тончайшие детали этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?

Источник: calend.ru

Житие святителя и священный спор

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.

В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.

К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.

Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся шесть лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.

По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.

Азбука верыАзбука веры

Конечно, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.

Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными (движение сознания материи). Но если не существует нетварной благодати (энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.

Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.

Источник: АПН

Ориентир для всех

Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин так сказал о святителе Григории Паламе:

«Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?

Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества — святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.

Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.

Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним».

Особенная неделя

После первой седмицы верующим, как правило, проще выдерживать ограничения в еде. День за днем христиане учатся великодушию и терпимости к чужим недостаткам. Считается, что на второй неделе поста легче почувствовать состояние душевного умиротворения и смирения, которые важны, чтобы понять свое истинное предназначение в этом мире. 

Кроме ограничений в еде, во вторую неделю священники советуют верующим не предаваться пустословию. Это требование установлено в память о почитаемом православными святителе Григории Паламе, ведь христианский подвиг этого святого заключался в молчании — исихазме. 

Вторая неделя поста особенная. В этот период верующие стараются побыть наедине с собой, занимаются самопознанием и духовным совершенствованием, чтобы постичь собственную душу.

Церковь советует уделять свободное время молитвам, которые помогают искать свет Божественной любви. Во время второй недели рекомендуется ходить в храм, заниматься благотворительностью и другими добрыми делами.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...