Библейские персонажи как герои-революционеры: выставка «Удел человеческий» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Библейские персонажи как герои-революционеры: выставка «Удел человеческий»

3972
5 минут
Библейские персонажи как герои-революционеры: выставка «Удел человеческий»

Концептуальное искусство в консервативном обществе - как партизанкое движение. Оно есть, но не так заметно. У него своя среда, свои пространства, своя аудитория. С ней разговаривает на своей выставке «Удел человеческий» Тэоман Хос.

Каким-то поздним открытием стал для меня художник, или правильнее было бы сказать – творец Тэоман Хос, работы которого цепляют моментально, задевают за живое. Для кого-то они странные. Для тех, наверное, для кого в принципе концептуальное искусство кажется очень странным. Пока ты в него не погрузишься умом и сердцем. Это целая наука, философия. И пока не пройдешь этапы развития, своего рода взросления, постигая его, понять концептуальное искусство бывает сложно. Но работы Тэомана можно чувствовать душой, переходя от формы к содержанию. И тут появляется много вопросов – что главнее?


Если говорить о новой выставке Тэомана, она в основном представляет своеобразные портреты, представляет героев и их образы. Это не портреты в привычном понимании. Образ появляется из пенька. Причем одного единственного. Да, это так, один пенёк превращается и в автопортрет и портрет героя, или библейский сюжет.

Кого-то это может шокировать – не претендует ли такой образ Девы Марии на обвинение в святотатстве? Но художник чист сердцем, душой, открыт всему, что волнует не только его, но и миллионы людей. Здесь рождается философия современного мира.


Про работу «Дева Мария» Тэоман искренне говорит:

«Вообще-то я начинал создавать образ матери. Спросите, почему она висит в углу?»

Образ Девы Марии в выставке – центральный. Большой формат, выбор центрального угла, работа встречает любого, кто зайдет в эту реальность – отображение исторического, мирового контекста. Это своего рода «красный угол». Икона.

Кто они, герои выставки? Это революционеры своего времени. Великие люди, воплощенные в графике. Фактура дерева, что так близка автору, карандаш, жизнь и трансформация одного пенька в образы. Почему революционеры? Узнали ответ у автора.


«Что я воплощаю в своих работах? Что меня занимает? Это социум, люди, это общество. Первая моя выставка – «Бедные люди» прошла в 2022 году. В ней я осмысливаю историю человечества. Там я использую спички, как образы людей. Есть образ распятия. Распятая спичка. Есть большой арт-объект – спички, десять спичек. Его мы специально заказывали в Кыргызстане. Выставка имела успех. На ней были люди из разных стран. В своих работах я затрагиваю больные темы общества.

Главной мыслью прошлой выставки я считаю бессмысленность войн, дискриминацию, сегрегацию. Мой дедушка прошел концлагерь. Когда его освободили, он вернулся на родину – в Грузию. А там никого нет. Наших всех депортировали в Среднюю Азию. Приехав сюда, он только через три года нашел родных.

Та выставка получила много хороших откликов. Раньше я не участвовал в выставках, меня не понимали, не принимали. Здесь искусство ориентировано на традиционализм и очень мало художников, которые могут говорить на своем языке», - отмечает Тэоман.


О себе художник рассказывает так:

«Я учился в академии Жургенова. Сразу поступил на станковую графику. Никогда не любил писать портреты, натюрморты, мне это было не интересно. Графиков называют художниками – философами, потому что они одним тоном могут передать всю композицию.


На первом курсе я подружился с режиссерами кино и с документалистами партизанского толка. Такими, как Адильхан Ержанов, Ермек Утегенов, Серик Абишев. Я начал сотрудничать с ними и черпал вдохновение у них. Адильхан Ержанов сегодня известен во всем мире. Его фильм «Чёрный чёрный человек», в котором я сыграл одну из главных ролей, получил международные награды. Они, эти режиссеры, были новаторы, у них есть свой язык. Это авторское кино. Сам я снялся уже порядка в 40 фильмах, как в эпизодических ролях, так и в ключевых.

Когда окончил академию, я понял, что свободен и могу творить и начал ориентироваться на то, что нравится мне. Я любил, обожал дерево, его фактуру. Один материал – но разная подача. Мне это интересно.


Во второй моей выставке «Удел человеческий» есть библейские сюжеты и герои, которые оставили след в истории, поменяли ее ход. Это и политики, и художники. Вот – Ататюрк, его признали вторым среди списка самых влиятельных людей двадцатого века. Че Гевара – этот образ борца за свободу. Великие художники, такие, как Ван Гог – тоже революционеры на полях искусства. За два года, с 2017 по 2019-й, я создал порядка 95 работ.

Автопортрет.jpg

Создавая автопортреты, моим ориентиром был Рембрандт, но язык у меня – свой. Вот Зигмунд Фрейд – его я много читал в студенчестве. Сэр Алекс Фергюсон – я был сильно увлечен футболом, был фанатик. Смотрите – один материал, но темы разные.


Я начал увлеченно читать Марселя Дюшана, изучать его работы и работы Малевича. Малевич повесил свой черный квадрат на угол стены и назвал иконой мировой живописи. Моя Дева Мария – икона индивидуализма. Я думаю, каждый художник, будь он верующий или атеист, проходит через осмысление библейских сюжетов. Есть в этом что-то такое… И художник это должен выплеснуть, показать людям посредством своего языка, показать народу. Даже в других формах. Я показал в таких», - заключил Тэоман Хос.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...