Рассказать о себе красками: как живопись лечит от стресса | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Рассказать о себе красками: как живопись лечит от стресса

2787
6 минут
Рассказать о себе красками: как живопись лечит от стресса

Фото автора, а также из личного архива Андрея Плетеня

Сегодня человек с готовностью передоверяет искусственному интеллекту многое из того, что раньше делал сам. Но не все с этим согласны. Желание изведать возможности собственного, природного интеллекта, стремление раскрепостить дух, сознание, намерение обогатить свои творческие возможности побуждает людей попробовать себя в новом качестве. Например, прийти на мастер-класс, взять в руки кисти и создать живописное полотно.

Очередной мастер-класс состоялся недавно в арт-пространстве GaKa, названном так по именам создавших эту галерею художниц, Ga-Гафуры Каирбековой и Ka-Карины Азимжановой.

Гафура и Карина
Гафура и Карина

Хозяйки арт-пространства - участницы городских и международных выставок, художницы Гафура и Карина проводят мастер-классы для всех, кто решил освоить живопись, графику, овладеть искусством изготовления брошей, других украшений, выступить в иных художественных жанрах. Они также приглашают профессиональных художников, которые ведут здесь свои занятия, наставляют любителей.

Гафура Каирбекова, художник-монументалист, рассказывает об арт-пространстве:

«Это большей частью мастерская, где мы сами работаем как художники. Но это и галерея, где можно проводить персональные выставки. Здесь у нас проходят мастер-классы, мы планируем также устраивать лекции. К нам приходят дети старше семи лет, потому что это уже сознательный возраст, когда ребенок может заинтересоваться творчеством как таковым. Учатся разным жанрам искусства и взрослые - тридцать плюс. Мы даем возможность всем попрактиковаться, предоставляем разные художественные материалы, чтобы люди решили для себя, в чем именно они хотели бы реализовать свои мечты и чаяния, приложить способности».

Приходят на мастер-классы люди разного склада ума, круга общения, разнообразных профессий, и даже, по словам девушек, чиновники. Представители разных вероисповеданий и национальностей испытывают потребность рисовать и мастерить художественные изделия. Гафура Каирбекова говорит, что благодаря друзьям у них в мастерской были и немцы, и французы, и казахстанцы всех национальностей.


Недавно девушки провели мастер-класс «Степное ретро» по коллажу. Создавали образы степняков, используя фотографии 20-30-х годов:

«Компоновали на холсте, выбирая образы, например, - казашек-кочевниц, детей, юрты. Одна из участниц мастер-класса, работающая в кулинарии, заявила, что она умеет красиво нарезать продукты и вряд ли может рисовать… В итоге дама унесла домой замечательное интерьерное полотно собственной работы – с образом казашки-степнячки. Она отлично справилась с задачей - красиво сочетала цвета, оттенки. Мы, конечно, ей помогали. Осталась очень довольна, что многое узнала и сумела сделать прекрасную вещь».

Популярен мастер-класс «Тамыр» в необычной технике - фактурной, объемной - который проводит Мольдир Сагындыкова. Участники создают орнаментальную композицию с использованием текстурной пасты и фетра. Наносится заранее продуманный узор, потом его вырезают, переносят на фетр. Затем уже фетр вырезается, клеится на поверхность холста. После этого начинается работа с пастой. Участники выбирают себе определенные цветовые соотношения. И каждый получает свое собственное орнаментальное, интерьерное полотно.

Востребованы занятия по арт-терапии, которые проводит Анна Молодых.

Гафура Каирбекова
Гафура Каирбекова

Что дают мастер-классы самим профессиональным художникам? Гафура ценит мастер-классы за опыт работы с аудиторией:

«Хорошо быть художником, но сложно быть преподавателем. Здесь ты пытаешься разложить сложную структуру на маленькие части. Показать ученикам, как это работает, как можно сделать так, чтобы это было красиво и хорошо. Мы также учимся позволять людям не зацикливаться на том, чтобы выполнять все правильно, а делать именно так, как им хочется. Потому что свой потенциал есть в каждом человеке, даже если он убежден, что не умеет рисовать».

Карина Азимжанова, художник-монументалист, рассказала, что на ее мастер-классе «Тамыр» оказался человек, который пришел скорее для получения некоего арт-терапевтического эффекта, чем для овладения художническими навыками:

«Было заметно, что наш гость постоянно получает стресс на работе. И он его максимально выплеснул на полотне во время мастер-класса. Картина получилась выразительной. И хотя полотно абстрактное, оно очень напоминает «Крик» Эдварда Мунка. Участник мастер-класса как бы прокричал о своем состоянии с помощью картины и даже не забрал ее».

Эмоциональный выплеск

Приемами мастерства в арт-пространстве GaKa недавно делился иконописец диакон Андрей Плетень:

«В иконе нет и не должно быть непонятных мест – всегда очень точный, четкий рисунок, все должно быть выверено. Но что такое живопись? Там нет жанровой ответственности, присущей иконописи. Позиция автора живописного полотна такова: «Моя картина, что хочу, то и делаю». Поэтому я и веду мастер-классы: хочется устроить эмоциональный выброс, немного отдохнуть, привлечь к этому творческому процессу участников».

Андрей Плетень

По словам Андрея Александровича, «когда вы рисуете или пишете красками, то выражаете нечто собственное, внутреннее. Это определенный язык. Представьте, приходят несколько человек, каждый – со своим настроением, своим характером. Они выбирают свой пейзаж или натюрморт, и мы вместе погружаемся в творчество». Андрей Александрович дает технологию и последовательность всех действий, советует, какие именно краски применить.


Участники во время мастер-класса изображают горы, речку, снег, цветы, весну, лето или зиму. И в эти часы человек не думает о политике, не берет в руки телефон и полностью отвлекается от внешних раздражителей.

Основная деятельность Андрея Александровича – создание икон и их реставрация:

«Иконопись – моя жизнь и работа, и призвание. Но иногда хочется отдохновения – покрасить, помазать… Как иначе разрядиться художнику? Я вижу этот способ в живописи. А когда несколько человек присутствует, можно попробовать и пейзаж написать, и натюрморт, и портрет, и что-то иное».


Но диакон Андрей Плетень занят не только иконописью, он служит в храме:

«Богослужение – это, как и живопись, символический язык. Вечернее богослужение воспроизводит всю историю человечества – до пришествия Христа, литургия – отражение Нового Завета. Иконопись – это тоже своего рода служение. Но это не может сравниться со служением в храме. После службы я прихожу в мастерскую и чувствую себя настолько наполненным, что мне требуется время, чтобы немного прийти в равновесие».


На мастер-классе Андрею Александровичу всегда интересно наблюдать:

«В двухмерном пространстве появляется нечто - картина, которая начинает существовать сама по себе - вне зависимости от всего остального. Она зарождается, вынашивается и, с Божьей помощью, появляется на холсте. Для всех участников этот творческий процесс – хороший отдых, радостное событие».


Не так просто для хозяек арт-пространства подготовить каждый мастер-класс:

«Нужно проработать концепцию, структурировать работу. Пытаешься рассчитать материалы, которые понадобятся. И во время мастер-класса ты для себя узнаешь, что можно было использовать тот или иной материал или прием. Мы идем по абсолютно новому для нас, непроторенному пути и учимся».


Художницы убеждены:

«Нужно не бояться творить то, что вам нравится и хочется, не бояться совершать ошибки. Мы предлагаем различные техники, чтобы человек мог понять, что рисовать – не должно быть сложно и трудно. Это процесс, от которого можно получать кайф.

Карина считает: «Результат не так важен, как процесс, доставляющий удовольствие!» Гафура подчеркивает: «Занятие чем-то новым создает новые нейронные связи, побуждает сознание работать лучше. Люди получают эмоциональную разгрузку и радость».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...