День всех влюбленных: есть ли религия в этом празднике? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

День всех влюбленных: есть ли религия в этом празднике?

1754
4 минуты
День всех влюбленных: есть ли религия в этом празднике?


День святого Валентина популярен у казахстанцев, как многие праздники, позаимствованные извне. При этом верующие сограждане (и мусульмане, и православные) нередко задаются вопросом: правильно ли отмечать западный праздник с религиозным подтекстом? На самом же деле День всех влюбленных имеет мало общего с религией.

Что интересно, православные также чтут память святого Валентина, для этого даже есть особые молитвы. При чем не один, а несколько раз в году. Только дело в том, что образ святого Валентина, который укоренился в массовом сознании и иногда упоминается в связи с днём всех влюбленных, никак не связан с исторической реальностью.

Распространенный миф гласит, что Валентин жил во второй половине III века в Риме, был военным врачом и священником. Он не подчинился изданному императором Клавдием указу, который запрещал воинам вступать в брак, тайно венчал влюбленные пары и за это был казнен. Позже в память о его благородном служении возник праздник. Но, несмотря на красивую легенду, она от этого не перестанет быть мифом.

1_Витраж базилики города Терни, Италия_Фома.ру.jpg

Действительность заключается в том, что во время правления императоров Клавдия II (268–270) и Аврелиана (270–275) в Римской империи пострадали и приняли смерть за Христа целых два Валентина. Один из них был священником в Риме, его обезглавили в 269 году, другой — епископом в г. Интерамне, он принял смерть четырьмя годами позже.

Был еще третий мученик Валентин, но сведений о нем практически нет. Известно лишь, что он пострадал примерно в это же время в Карфагене. Никто из них не имел отношения к военной службе и не венчал по ночам влюбленных. Да и не могли они этого делать, поскольку никакого специального чина венчания тогда не существовало.

Христиане заключали брак по гражданским законам Римской империи. Что же касается церковной стороны, молодые люди просто объявляли о своем намерении перед лицом членов общины, получали благословение епископа и скрепляли свое намерение совместным участием в Евхаристии. Наконец, вступать в брак легионерам в течение всего времени военной службы запретил еще император Октавиан Август в I веке.

Позже, в 197 году, римский правитель Септимий Север этот запрет отменил. Последующие императоры периодически восстанавливали указ Августа, однако достоверных свидетельств о возобновлении запрета на брак именно при Клавдии у нас нет.

Отголосок римских оргий?

В западной традиции день памяти святого Валентина отмечался 14 февраля. Точных сведений, когда именно он появился, найти практически невозможно. Есть предположение, не имеющее достоверных подтверждений, что общецерковное прославление обоих мучеников совершил Папа Римский Геласий I (492–496 гг.). Этот Папа известен еще и тем, что добился запрета в Риме так называемых Луперкалий — празднований в честь языческого бога плодородия Луперка, которые приходились на середину февраля и, несмотря на христианизацию империи, продолжали пользоваться популярностью. Луперкалии были связаны с массовым публичным обнажением и сопровождались развратными действиями.

Святой Валентин из Терни и его ученики. Фото_ Commons.wikimedia.org.jpg

Если святые Валентины были действительно прославлены этим Папой, то можно предположить, что день их памяти, наложившийся во времени на популярный языческий культ плодородия, со временем трансформировался в народной культуре в праздник всех влюбленных, а оба Валентина слились в один собирательный образ, не имеющий ничего общего со своими прототипами. Но это только предположение, сделанное некоторыми исследователями.

На протяжении почти целого тысячелетия исследователи не находят в истории никакой связи дня памяти святых Валентинов с темой любви и влюбленности.

Впервые эта связь фиксируется в конце XIV века в поэме Джеффри Чосера «Птичий парламент», где в день святого Валентина «пернатые вступают в брак». Возможно, день памяти святых мучеников, установленный ранее, был просто соотнесен с народными наблюдениями за поведением птиц, которые в преддверии весны начинают устраивать брачные игры, и так постепенно превратился в день влюбленных, а история мучеников — в легенду о священнике, устраивавшем тайные венчания.

Стоит упомянуть, что сейчас в католическом богослужебном календаре 14 февраля ни одного святого Валентина не значится. Вместо них в этот день Католическая Церковь вспоминает святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так что сегодня, как отмечают христианские источники, февральский «день святого Валентина» — исключительно светский праздник, имеющий под собой не столько христианскую, сколько мощную коммерческую основу.

Для любви нет особых дней

Православная Церковь отмечает память Валентина Римского 19 июля, а Валентина Интерамского — 12 августа.

«В их почитании тема любви тоже занимает центральное место, - отмечает православный журнал «Фома». - Не влюбленности, которая, будучи сама по себе прекрасным чувством, преходяща и мимолетна, а основанной на вере подлинной, христианской, жертвенной любви, которая наполняет всю жизнь человека и длится вечно».

Православная Церковь в канун Сретения Господня (15 февраля), память святого Валентина не отмечает. Как и католическая.

Церковь отмечает, что в самом факте празднования нет ничего дурного. Но этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным. И, подчеркивают священники, для выражения чувств к своим супругам не нужен какой-то особенный день, ведь истинная любовь выражается в каждодневных поступках и заботе.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также