
Почему так происходит, музыкант рассказал в интервью АПН.
Олжас Нурланов родом из Павлодара.

Олжас Нурланов
Виртуозной игре на баяне музыкант обязан прежде всего своему отцу и педагогу Мейрману Алимкулову. Его отец, Мейрман Нурланович, — преподаватель по классу баяна, почетный работник образования РК; мама — преподаватель по классу фортепиано и заместитель директора ДМШ имени Курмангазы в Павлодаре.
Все детство и юность Олжас рос в атмосфере музыки. С ранних лет, глядя на родителей, он приучал себя к дисциплине и усердию. Как говорит наш герой, родители не хотели, чтобы сын пошел их путем, потому что сами прошли через непростые времена, но мальчик видел себя только в музыке.
В 2021 году музыкант стал первым из Казахстана обладателем титула «Чемпион мира» после победы на международном конкурсе «Кубок мира» в классической категории. А уже в 2024 году на этом же конкурсе Олжас впервые участвовал в эстрадной категории и стал обладателем II премии, что также впервые для Казахстана.

– Я стал баянистом, потому что хотел быть похожим на своего отца. Он был и остается для меня примером. Он занимался по пять-шесть часов в день, всегда играл на баяне. Заниматься — это не просто сидеть и играть на инструменте, это значит работать над серьезным произведением и отрабатывать каждую ноту, выстраивать так, чтобы это звучало с душой. Это муторная и трудоемкая работа, которую я перенял во время обучения. Но это не означает, что мне все легко далось. Я упорно занимался и продолжаю по сей день.
Многие почему-то считают, что у меня все легко получается: участие в различных конкурсах, победы и выступления на концертах. Но стоит спросить, каких усилий мне это стоило, и сразу все встает на свои места. Пока кто-то из моих сверстников уделял занятиям по специальности два-три часа в неделю, я занимался по пять-шесть часов в день.
– Детства у вас, наверное, не было?
– Было, все равно было. Летом я жил в деревне у дедушки с бабушкой. С дедушкой занимался по пять-шесть часов с перерывом на обед, и только потом шел гулять. Я учился на всех музыкальных жанрах: на классике, на романсах и на народной музыке. За всю свою жизнь я сыграл многое.
Сейчас я пробую себя в эстрадно-джазовом направлении. Эстрада — это не то, что мы привыкли слышать, это не попса, скорее инструментальный джаз. Более сложное и серьезное направление.
– Говорят, на детях знаменитостей природа отдыхает. Как в вашем случае? У вас же родители-музыканты, иначе говоря, вы уже априори талантливый с такими генами.
– Нет, таланта как данности не существует. И гены — это все условные вещи. Есть предрасположенность, я с этим согласен. Для меня талант – это усидчивость и трудолюбие. Мои родители были артистами, постоянно выступали на концертах. Будучи ребенком, я видел, как они играли на сцене, но перед тем, как выйти к публике, они долго и упорно работали дома, оттачивали свое мастерство ежедневно. На меня это производило ярчайшее впечатление, и я начал сам тяготеть к музыке и баяну. Причем меня никто никогда не заставлял. Родители меня, наоборот, отговаривали; они не хотели, чтобы я шел в музыку, потому что это сложно не только в обучении, но и в дальнейшей работе.
Условно говоря, устроиться юристом или бухгалтером, к примеру, и получать хорошую зарплату проще. Хотя любая профессия в освоении трудна, но речь о том, что музыкантам работать особо негде. Мои родители в 90-х и нулевых ощутили это на себе, когда не было работы, зарплат, денег, не было вообще ничего, невозможно было жить нормально. Им приходилось подрабатывать на различных мероприятиях. Я не исключение, и мне приходилось. Пробиться тяжело было. Хотя в Казахстане, по сравнению с другими странами, пробиться проще, поскольку конкуренции меньше.
– Почему у вас нет концертов в Казахстане?
– Не знаю, я неоднократно предлагал, но все тщетно. Мне отказывали. В последний раз я выступал в Казахстане в 2019 году. Это было в Петропавловске, Астане и родном Павлодаре. Дальше как-то не сложилось. Все упирается в организационные и финансовые трудности, но не с моей стороны.
Однако в декабре этого года планируется фестиваль «Казахстан баян-фест» в Павлодаре, куда я был приглашен. Так что, возможно, впервые за пять лет я приеду на родину с концертом, чему я, несомненно, очень рад.
– Баян — очень тяжелый инструмент?
– Да, он весит 16 кг. Но для детей существует детский инструмент. Он, конечно, не такой тяжелый, как для взрослых. Физически инструмент непростой, но носить его на себе — это своего рода тренировка мышц спины.
– Получается, чтобы его носить на себе, нужно иметь хорошую физическую форму?
– Конечно, даже обязательно. У меня была ситуация пару лет назад, когда я работал в ансамбле в Москве. Я не мог его носить и поднимать, так как повредил спину, и были подозрения на грыжу. Я приходил на репетицию, садился на стул, мне приносили баян и давали его в руки, потому что я не мог пошевелиться — вот так болела спина. И так продолжалось, вплоть до того, как я не начал заниматься лечебной физкультурой. Пока я не накачал свою спину, восстановиться не получалось.
Нужно обязательно заниматься физкультурой; спину нужно качать всем без исключения, а баянистам тем более. Музыкантам советую качать спину, потому что для нашей профессии очень важно иметь сильные мышцы кора. А вот руки нужно держать в расслабленном состоянии.
– Как у вас появился баян? Вам кто-то подарил?
– Подарили? Нет, конечно! Родители взяли огромный кредит, который они выплачивают до сих пор. С 2017 года пришлось оформить под залог двух квартир в Павлодаре: одна — квартира родителей, другую квартиру моя тетя «пожертвовала» банку. Родители купили мне инструмент в кредит на десять лет. Это почти ипотека.
Когда мы искали средства на покупку баяна, я тогда учился на четвертом курсе в Казахстане. Я часто выступал перед акимами, министрами и перед президентом.
В 2017 году я был на конкурсе мирового масштаба в Германии, в котором никто из Казахстана не участвовал с 1996 года. Я первый за 21 год от Казахстана принял участие и получил «серебро».
Когда я вернулся домой, многие представители руководства страны восхищались, гордились тем, что я такой молодец, прославляю свою страну и так далее. Но при этом, когда мы искали средства на приобретение инструмента или хотя бы какую-то помощь на покупку баяна, никто не помог. Мне нужен был свой инструмент, потому что до этого я играл на баяне колледжа. Кстати, колледжу баян помог купить Бакытжан Сагинтаев (экс-премьер-министр РК — прим. авт.). Благодаря ему я хотя бы в колледже занимался на хорошем инструменте. Вот такая ситуация.
Да, мне звонили из министерства культуры с предложением приобрести для меня инструмент, но я отказался, так как их условия были для меня неприемлемы: инструмент был бы приобретен для университета, в который я не планировал поступать. Не хотел быть должником за инструмент, который мне бы не принадлежал.
В моей жизни есть примеры людей, которым государство помогло безвозмездно и продолжает поддерживать по сей день. И если я кому-то и должен, когда заходят такие речи, что «наш казахстанский, павлодарский…», или мне говорили, когда я уже переехал в Москву: «Ну ты же должен приехать сыграть», — то на такое я отвечал: «Если я кому-то что-то и должен, то только своим родителям». Потому что, когда мне было нужно, мне никто не помог.
Если говорить честно, все конкурсы, в которых я победил, а у меня их более сорока, были выиграны благодаря моим родителям. Ни у одного казахстанского баяниста нет такого послужного списка и такого количества побед. У меня нет ни одного проигрыша, я всегда был в тройке лидеров. На все эти международные конкурсы в Россию, Китай, Европу меня возили родители на свои деньги, а иногда даже в кредит, мне никто не выделял деньги. Поэтому, повторюсь, я никому ничего не должен.
Думаю, что возможно поэтому меня и не приглашают с концертами в Казахстан. Я являюсь призером международных конкурсов, и поэтому стал дороже. Мне же надо платить, а никто платить не хочет.
В 2024 году впервые в истории страны, а также для самого конкурса PIF Castelfidardo в Италии, я стал первым казахстанцем, победившим сразу в двух категориях: «Классика» и «Эстрада». Со времен Казахской ССР не было ни одного баяниста с таким количеством конкурсов, званий и, тем более, титулом «Чемпион мира».
Я хоть и переехал в Россию, но все так же остаюсь гражданином своей страны, по-прежнему люблю свою Родину, родителей, родственников, чту предков и традиции, знаю казахский язык и говорю на нем свободно, все так же помню гимн. И, несмотря на все, что обо мне говорят, я по-прежнему представляю свою страну на всех конкурсах и мировой арене.
Фото: из личного архива Олжаса Нурланова.