
Родственники усопшего, провожая его, стремятся сделать все наилучшим образом. И часто руководствуются советами домашних экспертов – в их рекомендациях есть и православные традиции, но и некие народные правила.

Иеромонах Аверкий (Белов)
Иеромонах Аверкий (Белов), настоятель Казанского храма села Коктал Алматинской области комментирует некоторые представления людей о том, как следует правильно хоронить людей:
«С погребением, отпеванием, похоронами связано множество всяческих суеверий, обычаев не церковных, а народных. Можно попробовать прокомментировать все, что происходит в эти дни».
Зеркала закрывают тканью
Люди убеждены, что это нужно для того, чтобы душа покойного не испугалась, если увидит в зеркале отражение своего мертвого тела. А человек, смотрящий в зеркало в доме, где есть умерший, может оказаться в загробном мире, его туда якобы утянет покойник. Занавешивание зеркал – обычай не церковный, но в этом нет греха.
Грех начинается только тогда, когда человек считает, что это некая глубокая мистика, что через зеркало мы переходим в загробный мир. Зеркала завешивают в дни скорби потому, что это не время для того, чтобы в них смотреться, прихорашиваться, суетиться. Здесь никаких мистических законов.
Мыть полы и закрывать калитку на могиле
Вот тело выносят из дома, сразу вслед за этим принято мыть пол в квартире. Священнослужитель считает, что помыть полы после того, как процессия покинула дом, это правильно, так как люди наследили, и просто необходимо навести чистоту, порядок в квартире, доме.
Источник: institutmontaigne.org
Имеются представления, что на могиле усопшего нужно держать открытой калитку. А также необходимо принести домой щепотку освященной земли после похорон. Иеромонах Аверкий считает, что это суеверие:
«Для ушедшего из жизни не имеет никакого значения – открыта или закрыта калитка. А вот освященную землю занести домой можно, в особенности если отпевание было заочным – не над телом умершего, а в храме. Горсть земли с могилы несут на заочное отпевание в храме, где ее освящают. А потом эту горсть земли нужно отнести на могилу».
Можно ли есть и пить спиртное на кладбище?
Принято привозить с собой продукты и спиртное на могилу в родительский день или в любой другой. Люди едят на кладбище, оставляют еду на могиле своему усопшему, кладут блины, яйца, бутерброды.
Поминальный обед. Источник: stella-ritual.ru
Уходя, оставляют стопку водки, а сверху кладут кусочек хлеба. Священник считает, что спиртное не стоит приносить на могилу:
«Все-таки вы на могиле выражаете скорбь, переживаете траур. Употреблять продукты, думаю, можно, тем самым вы поминаете близкого. Еду оставлять тоже не возбраняется, так как ее могут взять бедные люди. Они могут собрать оставленное вами – яйца, хлеб, конфеты, шоколадки. Неиспорченные продукты, оставленные вами, – пропитание для бедняков. Но еще лучше раздать эти продукты в храме, отдать их нищим. Водку и кусочек хлеба поверх стопки – не следует оставлять. Это можно отнести к предрассудкам. Традиция ехать на следующий день после похорон на могилу, чтобы «покормить» усопшего, – сугубо народная, не православная».

Вот еще из области сомнительных и опасных ритуалов: некоторые женщины берут из гроба веревки, которыми были связаны кисти рук умершего. По слухам эти веревки используются в каких-то ритуалах. Иеромонах не отрицает, что подобные колдовские ритуалы, наверное, существуют:
«Поэтому лучше веревки снять с рук покойного и положить их во гробе или даже сжечь, так как бывают разные сомнения и смущения по поводу колдовских действий. Развязывание рук знаменует наши молитвы о том, чтобы Господь развязал узы греховные, простил грехи человека».
Нельзя называть ребенка в честь умершего?
Люди опасаются, что умерший «заберет к себе» ребенка, названного его именем. Иеромонах Аверкий развеивает заблуждение:
Ангел-хранитель. Источник: "Правда УрФО"
«Это абсолютное суеверие. Если вы любили ушедшего, если он был достойным человеком, ребенку можно дать его имя, в память о нем, по любви к нему. Это абсолютно правильно и хорошо. Но по православным канонам имя дается в честь определенного святого, который будет покровителем ребенка».
Снится покойный – к добру ли?
Как относиться к тому, что ушедший является во снах и начинает давать советы родственникам? Хороший ли это знак? Священнослужитель отвечает однозначно:
Источник: ResearchGate
«Снам не надо верить. Явлению покойника во сне нельзя радоваться. Это опасно. Почти всегда это бесы являются в образе умерших, начинают давать советы, чтобы человека запутать, и он впал бы в прелесть. Церковь строго запрещает доверять снам и явлению в них покойников».
Алкоголь на поминках
На поминальных обедах подают водку и вино помимо еды. Отец Аверкий объясняет:«В соответствии с церковными традициями на поминальном обеде не ставят водку. Если семья православная, то лучше не употреблять спиртное. Но когда неверующие родственники просят для поминания водки, то можно отдельно для пьющих поставить алкоголь.

Есть храмы, приходы, где полностью отрицается употребление алкоголя. То есть имеются разные традиции, к которым можно приспосабливаться».
О молитвах, кремации и домашних животных
Нужно ли после смерти близкого заказывать сорокоуст – церковное молитвенное поминовение умершего? Какие службы необходимы после смерти близкого – кроме отпевания? Иеромонах Аверкий советует:
«Можно заказать сорокоуст об упокоении умершего, и лучше это сделать в храме, где службы совершаются каждый день, так как в некоторых городских храмах службы совершаются не ежедневно. Можно также чаще приходить на панихиды, если они служатся в храме».

В настоящее время все в больших семьях предпочитают кремацию, чем захоронение в земле. Возникают вопросы: можно ли развеять пепел после кремации или лучше его захоронить? Можно ли хранить урну с прахом дома? Иеромонах Аверкий подчеркивает:
«Кремация – не христианская традиция. Но если все же тело умершего предали огню, то лучше урну с пеплом похоронить в могилке, как погребают умершего. И здесь можно поставить надгробный памятник с крестом. Развеивать пепел где бы то ни было или хранить урну с прахом дома – неправильно».

Пес на могиле. Источник: playground.ru
Можно ли на кладбище рядом с близкими хоронить домашних котов, собак? Священнослужитель объясняет, что не существует определенного церковного правила на этот счет:
«Но, если питомец был очень дорог семье, то, наверное, нет особого греха предать его земле рядом с хозяином. Но, мне думается, если вы решились на этот шаг, то лучше не рассказывать об этом широко, чтобы люди не смущались. Был случай во время Великой Отечественной войны: пограничники были расстреляны фашистами, после этого на них напали собаки пограничников. Причинили немало вреда немцам, остановили наступление, продвижение врага. Но и собаки почти все погибли. И потом их похоронили с почетом вместе с убитыми бойцами. В православии нет запрета на захоронение собак рядом с человеком, но и традиции такой нет».
Можно ли раздавать вещи умершего?
Священник отвечает положительно:«Да, есть такая традиция. Можно также делать ремонт и перестановку мебели после ухода из жизни человека. Тело выносят из помещения вперед ногами. Это, скорее, народная традиция. Нет православных предписаний на этот счет. Можно ли идти перед гробом? Да, можно, как и оборачиваться назад во время шествия, также можно идти навстречу гробу. Любые запреты на этот счет относят к суевериям. Как и запрет на использование ножей и вилок на поминальном обеде».
Что самое важное для покойного?
Иеромонах Аверкий подчеркнул:«Самое главное, – молиться за него, читать Евангелие, Псалтырь в память об ушедшем. Нужно простить все этому человеку, попросить у него прощения, подавать милостыню, молиться в храме. Не только заказывать литургию, обедню и панихиду, но и самому молиться, не надеясь, что кто-то это сделает за тебя. Можно рассказывать об умершем детям, взрослым, вспоминать доброе из жизни человека, создать уголок памяти, хранить фотографии. Раздать его долги, если он был кому-то должен, помогать его ближним. Память о человеке должна быть живой, деятельной. Важно поминать его в поминальные дни, помнить о нем. Поминовение – доброе дело».

Лестница в небо. Источник: twam.ru
Иеромонах Аверкий считает, что не столь важно беспокоиться о зеркалах, калитках, так как это все – земное, человеческое:
«Во все времена христиане погребали по-разному. Самое главное – простить умершего, молиться о нем. Чтобы место погребения было украшено крестом. Хорошо, если кроме креста будет какая-то надгробная надпись, эпитафия с цитатой из Священного писания, например: «Блаженны умирающие в Господе» или «Вечная память». Некоторые спрашивают: нужна ли фотография? Запрета нет. В древней традиции не было фотографий, но были лепные изображения.
Человек носит образ Божий. Лицо человека прекрасно, благословенно. Когда его видишь, легче молиться. Некоторые не используют фотографию – не дерзают на кресте ставить изображение человека. Но, с другой стороны, Иисус Христос взошел на крест за нас, чтобы спасти каждого человека в отдельности. Самое главное: церковные и народные традиции переплетаются. И если кто-то смущается, обижается или негодует, нужно делать все благоразумно, чтобы не обидеть, не задеть родственников. Главное – храните добрую память о человеке».
Если возникнут дополнительные вопросы, то иеромонах Аверкий отсылает к православному порталу «Азбука веры».
Фото из открытых источников