На канале «ПроОбраз» опубликован фильм, подробно рассказывающий о сложностях усыновления детей в Казахстане, проблемах детских домов и многих других аспектах.
Для любого жителя нашей южной столицы Иссык-Куль – это почти окраина города. И причина тому – не одна лишь географическая близость (от Алматы до Чолпон-Аты расстояние такое же, как до Капчагая – но это, правда, только по карте). Нас сближают еще и несколько поколений отдыхающих, которые, несмотря ни на что, каждое лето отправлялись по непростой дороге к Киргизскому морю. Отправлялись, отправляются, и будут отправляться.
Битва при Узунагаче между двумя наиболее мощными государствами региона (Российской империей и Кокандским ханством), интересы которых столкнулись в Заилийском крае, более важна для истории, нежели для ратного дела. Октябрьская баталия 1860 года близ юного укрепления Верное, по мнению многих специалистов, имела важнейшее значение для всей дальнейшей судьбы Казахстана и Средней Азии. Если бы тогда победили кокандцы, то все дальнейшее могло сложиться здесь совсем иначе.
Степенный Сарнатх для переполненного разным людом и кипящего поклонной энергией Бенареса был тем, чем была роща Академии для классических афинян. Сюда, подальше от тяг и сует, на лоно природы удалялись мудрецы, философы и прочие искатели истин, а также искатели искателей – ученики, последователи, спорщики. Недаром место это называлось Ришипатана – Сад Мудрецов (или Исипатана – Олений парк).
Как известно, буддизм – яркое достояние «мировых религий» – появился в Индии, этой чудесной реторте, давшей человечеству бесчисленное число философских истин и заблуждений. Появился, развился, распространился и… исчез. Сегодня тут процент буддистов составляет такую ничтожную цифру, что она лишь подчеркивает фиаско, которое потерпело учение, одно время главенствовавшее над Индийским субконтинентом.
История – наиболее лукавая из всех наук. Легко поддающаяся влияниям извне. И очень важно, в чьих она руках. Недаром одни сравнивают ее с дубиной, а другие с продажной... журналистикой.
Системные соперники казахов, джунгары, хотя и растворились в истории, оставили после себя немногочисленные следы в Великой Степи: известные «Семь палат», рядом с которыми возник Семипалатинск, монастырь Сумбе на границе с Синьцзяном, капище Тамгалы-тас на Или и другие подобные. Но самым значимым и впечатляющим наследием исчезнувших джунгаров могли бы стать «Аблайкитские палаты» – большой дворцово-культовый комплекс недалеко от нынешнего Усть-Каменогорска.
У поколений, читавших книги, словосочетание «остров сокровищ» прочно ассоциируется с Карибским морем, буйной тропической растительностью, спрятанными в темных пещерах сокровищами Флинта. Остров, на который стремительно несли меня по онежским волнам подводные крылья «Метеора», всегда отстоял от того пиратского рая на невообразимое расстояние. Как в пространстве, так и в реалиях. Однако и у него имеются все основания считаться Островом Сокровищ.