В церковном календаре практически ни один день не проходит без почитания той или иной иконы. К примеру, 29 апреля празднуется день икон Божией Матери Ильинско-Черниговской и Тамбовской, уже через день – Максимовской, а 3-го мая – Кипрской. А взять 30 мая – так церковь в этот день чтит сразу две иконы: преподобного Адриана Ондрусовского и Благоверной княгини Евдокии Московской.
Для кого-то икона – это атрибут православной веры, для других – домашняя реликвия, для третьих – предмет искусства, который нужно беречь и правильно хранить для будущих поколений. Об этом последнем значении мы говорим применительно к музеям. В Алматы самой большой коллекцией православных икон обладает Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева.
Два года назад ОФ UCPEvo совместно с музеем издал первый и единственный каталог древнерусского искусства с фотографиями и описанием икон, металлических окладов и крестов, имеющихся в фонде. И сегодня мы расскажем о том, как хранятся в музее эти старинные предметы искусства.
Надо сразу сказать, что привычного фоторепортажа у нас не получилось – по правилам музея посторонний не только не должен фотографировать, но и заходить в залы хранения. Поскольку и фотовспышка, и сам человек, принося с собой с улицы пыль, могут навредить микроклимату хранилища. Что, в свою очередь, может негативно повлиять на сохранность старинных картин, икон и других ценных предметов.
Вообще, по словам главного хранителя отдела хранения музея Гульзиры Молдашевой, фонды насчитывают 26 тысяч предметов искусства различных стран и народов мира. Небольшую, но значимую их часть составляют предметы древнерусского искусства: иконы, оклады, богослужебные металлическая утварь. Всего 161 предмет, из которых 122 – собственно иконы и 39 – металлические кресты, складни, иконы, оклады для икон. При этом в постоянной экспозиции в одном из залов находятся лишь три иконы: «Богоматерь Федоровская» (список ХVIII в.), каноны «Троица» (ХIХ в.) и «Святой Николай Чудотворец» (начало ХIХ в.). Остальные бережно хранятся в специальном помещении.
К слову, последний раз большинство произведений древнерусского искусства из фонда демонстрировалось в музее в 2022 году – в год 150-летия образования Туркестанской епархии Русской Православной Церкви в Казахстане. Тогда выставка объединила 67 произведений из музейного фонда с таким же количеством икон из коллекции митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
Где хранятся иконы
Помещения для хранения находятся вовсе не в подвале музея, как мы думали, а на втором и третьем этажах здания за огромными металлическими дверями под охранной сигнализацией. Нас повели по длинным коридорам, по бокам которых и находятся помещения с картинами, старинными казахскими женскими украшениями и изделиями из войлока (сырмаками, текеметами), гобеленами и, конечно, иконами. Мы постучали в одну из дверей, которую открыла девушка в белом халате – хранитель.
«Здесь у нас хранятся иконы в шкафах. Каждая – в отдельном отсеке. Все шкафы пронумерованы, чтобы хранитель мог посмотреть по номеру шкафа в архиве какая там лежит икона. Причем, у хранителей есть фотографии, - рассказывает Гульзира Молдашева. - И они хранятся вот таким образом: каждая икона переложена микалентной бумагой, которая пропускает воздух».
Микалентная бумага – это бумага из плотного хлопка или пеньки, которую часто используют при перевозке произведений искусства. Она не пропускает солнечные лучи, защищает икону от сквозняков и резких перепадов температур. На ощупь и вид нам напомнила кальку, только плотнее.
Таким образом, «произведение дышит», говорит главный хранитель.
«Время от времени хранители открывают шкафы. Выдвигают полки для проветривания. Чувствуете же – здесь у нас работает вентиляционная система, которая фильтрует весь входящий извне воздух. Кроме того, в каждом хранилище на вентиляционных отсеках у нас также имеются фильтры», - делится с нами Гульзира Молдашева, указывая на квадратные трубы под потолком.
Действительно, воздух в хранилище чистый и прохладный.
Иконы, которые по размеру не помещаются в ящики, расположили тут же – вертикально, аккуратно упакованные в хлопковую ткань.
Брать иконы в руки (как, впрочем, и картины, и ювелирные изделия) можно только в белых хлопковых перчатках. Серебро (а некоторые оклады на иконах серебряные) реагирует на температуру и выделения человеческой кожи.
О реставрации
В команде главного хранителя находятся и реставраторы. Как говорит Гульзира Молдашева, 7-8 специалистов занимаются реставрацией и картин, и украшений, и прочих предметов искусства. Однако иконы – это уникальные артефакты, для восстановления которых нужен особый доступ.
«Последний раз мы приглашали реставраторов из Москвы как раз два года назад перед выставкой и презентацией каталога, – говорит главный хранитель музея. – Это был Владимир Бурбицкий, который работал в Третьяковской галерее. Процесс этот долгий, и Владимир с напарником за несколько недель отреставрировали четыре иконы из нашего фонда».
Как иконы попали в музей Кастеева
В каталоге 2022 года «Древнерусское искусство» рассказывается, что самые ранние поступления в Казахскую государственную художественную галерею им. Т. Шевченко, как назывался музей до 1976 года, пришли в 1967-68-е годы из Государственного музея истории религии и атеизма Министерства культуры СССР, который в то время находился в Казанском соборе в Ленинграде. Это были шесть икон, с которых началась коллекция.
В частности, «Благовещение» (XVIII в.), состоящее из двух фигурных конструкций, предназначенных для верхней части алтарных («царских») врат храма: в правой части образ Архангела Михаила, в левой – Божьей Матери Марии. Или другой примечательный образ – Тихвинской Богоматери. На обороте иконы имеется надпись о том, что она находилась в хранилище Чудова монастыря – старейшего кафедрального мужского монастыря, основанного в 1365 году на территории Московского Кремля и взорванного в октябре 1930 года.
Как отмечала тогдашний руководитель отдела зарубежного искусства музея Кастеева Галина Сырлыбаева, эта икона – классический образец древнерусской живописи XVIII века, дошедший до наших дней в хорошей сохранности.
А вот самая прославленная музейная икона – Федоровской Божьей Матери (список чудотворной российской иконы), о которой мы уже упомянули, поступила в музей в 1970 году из Всесоюзного художественно-производственного комбината Москвы, позднее преобразованного во Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Е.В. Вучетича.
В целом, в 1970-1972 годы коллекция музея пополнилась 36 иконами из Москвы.
В конце 80-х годов молодой Казахский фонд культуры через аукционы приобрел для музея пять памятников древнерусского искусства. Один из них, наилучший по тематике и сохранности – икона, объединившая сразу несколько сюжетов: «Воскресение-Сошествие во ад» (начало XVII в.), «Покров», «Неопалимая купина» и «Усекновение головы Иоанна Крестителя». Подобные памятники относятся к типу четырехчастных икон, получивших распространение уже в поздний период.
Но поступали в музей иконы не только из сторонних фондов. Некоторые ценные предметы были подарены частными лицами. Так, в 1961 году музей пополнился Казанской иконой Божьей Матери (кон. XVIII-нач.XIX вв.), которую музею передал Всеволод Владимирович Теляковский. Он был театральным художником, в 1935 году сосланным в Казахстан, и принадлежал к известной семье полковника царской лейб-гвардии Конного полка Владимира Аркадьевича Теляковского. Тот, к слову, стал последним директором российских императорских театров. И икона как семейная реликвия была с его сыном весь период ссылки, а после реабилитации в 1961 он, уезжая в родной Ленинград, подарил ее алматинскому музею.
Вообще, по информации Галины Сырлыбаевой, самый весомый по количеству и по уровню художественного исполнения вклад в коллекцию древнерусского искусства музея внесли именно частные владельцы. От них поступило 53 произведения. Так, к примеру, в коллекции появилась единственная двухсторонняя икона с изображением Спаса Вседержителя и Пророка Илии. Такие иконы имели особый статус – в храме их устанавливали в алтаре за престолом, откуда выносили во время праздничных шествий.
В 90-е годы музейный фонд пополнил и конфискат. В 1992 году отдел таможенного контроля города передал в музей икону Страшного суда 1882 года, написанную мастером Н.Ф. Захаровым из Владимирской губернии. Икона уникальна своим большим размером (141,5х106), а также множеством персонажей и сюжетов. А в 1994 году от таможенников поступила икона Преподобного Василия, написанная приемами западноевропейской живописи, совмещенными с каноническими.
К сожалению, пока информации о том, когда можно будет вновь увидеть все это богатство музейных фондов, у администрации нет. Как отмечает Гульзира Молдашева, здание не располагает достаточным пространством для организации постоянных выставок древнерусского искусства.
Но, возможно, в этом году, в честь празднования 25-летия учреждения Астанайской и Алматинской епархии, что-то из хранилища музей Кастеева вновь покажет людям.
Денис Курганников
Фото: АПН