Притчи Великого понедельника: проклятие смоковницы и испытания патриарха Иосифа | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Притчи Великого понедельника: проклятие смоковницы и испытания патриарха Иосифа

2651
7 минут
Притчи Великого понедельника: проклятие смоковницы и испытания патриарха Иосифа

Что такое Евангельские притчи? О чем они нам повествуют и для чего нужны?

Страстная седмица как особый предпасхальный период появилась уже в первой половине III века. Соответственно, к этому времени можно отнести и появление в церковном календаре Великого Понедельника, притчи которого мы сегодня вспоминаем в богослужении.

Самым поздним элементом, который появился в богослужении, является чтение Евангелия на утрене. В уставах это чтение стали отмечать только с XVI века, хотя на практике они появились раньше.


Притчи Христовы

Иисус Христос нередко проповедовал евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы стали называться притчами. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.

Христовы притчи замечательны тем, что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили в своей наглядности и красоте. И являются живыми свидетелями тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренней причиной и ее проявлением в жизни.

В своих последних притчах, рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званых на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.

Что мы вспоминаем в Великий понедельник?

В богослужении Великого Понедельника можно выделить две основные темы: проклятие бесплодной смоковницы и воспоминание библейского патриарха Иосифа. Также особое место занимает тема ожидания крестных страданий Спасителя.

Кроме этого, есть еще несколько второстепенных тем, в частности, притча о злых виноградарях.


Проклятие смоковницы

В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв. И тогда Спаситель сказал смоковнице: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.

Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя:

«Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением».

Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.

Эта история также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», – молится Церковь в этот день.


Фото Притча о виноградарях. Дерево, масло. Музей изобразительных искусств, Будапешт. (Якоб Виллемс де Вет)

Притча о злых виноградарях

Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством.

«Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» – спросил Иисус у старейшин и первосвященников. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу.

Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте («Се, оставляется вам дом ваш пуст», – скажет Спаситель) и разрушении («Не останется здесь камня на камне»), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа – один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения.

Фото Иосиф прощает своих братьев. Лейнвебер Роберт (1845-1921)

Воспоминание библейского патриарха Иосифа

Воспоминание Иосифа в столь значимый день обусловлено святоотеческим взглядом на этого удивительного праведника Ветхого Завета как на прообраз Иисуса Христа.

Эта библейская притча во все времена вдохновляла живописцев. Эпизод, отсылающий к истории Иосифа Прекрасного, некогда проданного своими братьями из зависти в рабство, запечатлен на полотнах знаменитых художников.

О жизни праведного Иосифа Прекрасного повествуется в Библии (Быт.37-50). Не имеет смысла пересказывать всю эту длинную и красивую притчу о жизни Иосифа, ее обязательно нужно прочитать, или посетить богослужение и проповедь этого дня, чтобы проникнуться этой историей. Вкратце можно отметить следующее.

Судьба Иосифа сложилась удивительным образом: проданный в рабство, благодаря своему таланту и вере, он сделался одним из приближенных египетского фараона.

Спустя некоторое время в Палестине разразился голод. И посланные отцом Иаковом братья Иосифа пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Они пришли во дворец фараона, где и произошла судьбоносная встреча Иосифа со своими братьями: «Иосиф был правителем Египта, он и продавал зерно всем жителям той страны. Братья пришли к нему и поклонились ему до земли». И Иосиф простил их, но подверг испытанию, чтобы понять, изменились ли с тех пор братья.

Какие параллели между Иосифом и Христом?

  • Как Иосиф был любимым сыном Иакова, так и Христос – возлюбленный Сын Бога Отца.

  • Иосифа ненавидели его братья по крови – Христа ненавидели Его соплеменники («братья» с точки зрения этнической принадлежности).

  • Как зависть стала причиной ненависти братьев к Иосифу, так и Христа иудеи предали в руки язычников из зависти.

  • Яма, в которую братья бросили Иосифа на погибель, прообразует гроб, в который положили тело Иисуса Христа: «...в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего» (тропарь 5-й песни Великого канона преподобного Андрея Критского).

  • Как братья (самые близкие люди) продали Иосифа иноплеменникам, причем инициативу проявил Иуда, так и один из учеников, Иуда Искариот, предал Христа в руки Его врагов: «От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень» (тропарь 5-й песни Великого канона преподобного Андрея Критского).

  • Возвышение Иосифа и его царское положение в Египте как второго человека после фараона прообразовало торжество Иисуса Христа, Который после воскресения сел одесную Бога Отца и Которому Господь все покорил под ноги Его.

  • Как Иосиф руководил распределением хлеба и питал не только Египет, но и все окрестные народы, так и Господь постоянно питает всех верных небесным Хлебом – Своим живоносным Телом в Таинстве Евхаристии. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...