Великий вторник. Последняя проповедь Иисуса Христа | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Великий вторник. Последняя проповедь Иисуса Христа

2403
8 минут
Великий вторник. Последняя проповедь Иисуса Христа

Вторник Страстной седмицы – один из главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. По евангелиям, в этот день Христос говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме, и фарисеи пытаются искусить Спасителя.

По преданию, именно во вторник Иисус рассказал ученикам притчи о Страшном суде, конце мира, десяти девах, талантах и дани кесарю.

Одним из известных событий этого дня было противостояние между Иисусом и верховными священниками и старейшинами народа в храме. Согласно Евангелию от Матфея (главы 21-23), Иисус дал ряд проповедей и притч, предостерегая о приближающемся разрушении Иерусалима и предсказывая бедствия для города. Он также критиковал фарисеев и законников за их лицемерие, жестокость и отвержение пророков, включая самого Иисуса.

Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Притча о десяти девах

Утреня Великого Вторника так же, как и Утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25:1-13). Сегодня он имеет продолжение в последующих песнопениях и в евангельском чтении на Литургии: тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.

Пять неразумных дев, которые не запасли достаточно елея (масла) для своих светильников и ушли покупать его, как раз когда явился жених, — это образ человека, который за всю свою жизнь не удосужился приобрести добродетели: человеколюбие, милосердие, готовность помогать бедным, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Запасаться ими нужно было заранее. Когда Господь вновь придет на землю — внезапно, неожиданно для всех, — начинать творить добро будет уже поздно.

Икона Притча о десяти девах
Икона Притча о десяти девах

Дополнение к этой мысли предложил преподобный Серафим Саровский. Елей, которым нужно успеть запастись за время земной жизни, — это благодать Духа Святого, говорил преподобный. Спастись без нее невозможно, а приобретается она только добрыми делами во имя Христово.

Человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя.

Архимандрит Кирилл (Павлов) сказал об этом:

«В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни».

Об этом же поется в тропаре первых трех дней Страстной седмицы:

«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».

Притчи Великого вторника

В этот день в церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глубину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.

Все притчи, сказанные Спасителем в Великий Вторник, — о том, как важно оказаться готовым к заключительному моменту человеческой истории, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31, 32).

В притче о талантах есть образ лукавого раба и ленивого (Мф. 25:14), который испугался вложить серебро, доверенное ему господином, в дело и зарыл его в землю, опасаясь, как бы ненароком не лишиться и того, что есть.

Когда господин вернулся, этот слуга вернул ему припрятанное: вот тебе твое. Но в ответ услышал гневные слова: надлежало тебе отдать серебро мое торгующим (Мф 25:25, 27), то есть, согласно толкованию Иоанна Златоуста, поделиться полученным даром с другими людьми. Любой дар, приобретаемый от Бога, человек должен использовать на пользу другим, добавляет блаженный Феофилакт Болгарский. В противном случае он теряет этот дар, «а проявивший большее усердие приобретет и дар больший».

К бодрствованию, то есть активному совершению добрых дел, призывает и притча о Страшном Суде. Люди, которые деятельно заботились о ближних — кормили голодных, давали приют странникам, посещали больных и заключенных и т. д., — наследуют Царство, уготованное… от создания мира (Мф 25:34). А кто этого не делал, именно за это и осуждается. Не только за какие-то греховные поступки, нет — за отсутствие добрых поступков, за бездействие.

Уильям Блэйк. Притча о десяти девах. 1822
Уильям Блэйк. Притча о десяти девах. 1822

Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. 

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», - говорил в этот день Спаситель апостолам.

Он рассказывал им о предстоящих страданиях, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям:

«Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник замечает:

«Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру - Христос, и покориться Его заповедям и учению».

Кесарю - кесарево

Фарисеи спросили Христа: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если нет, то донесли бы на Него властям как на мятежника.

Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Кроме глубокого духовного смысла (о том, что светская власть не имеет права вмешиваться в дела веры, а учение Христово выше любой политической идеологии), эти слова имели и неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати.

Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Иудею, тем более, странно было бы стремиться сохранить у себя монеты с языческим изображением обожествляемого императора. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять божественной мудрости.

Соблазн фарисейства, считают богословы, угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям: Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порожденьями ехидниными (т.е. детьми гадюк, которые, по античным поверьям, прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет на них и других, не менее жестоких слов.

Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: 

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст».

Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.

Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: «Видите ли, всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по Р.Х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя.

Предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, свойственного человеку, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников в любой момент быть готовым к встрече с Богом, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24, 42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.

Использованы материалы из открытых источников.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...