История одной фотографии: собор, вернувшийся из прошлого | Агентство православных новостей (АПН)

История одной фотографии: собор, вернувшийся из прошлого

130
5 минут
История одной фотографии: собор, вернувшийся из прошлого
Константин Юлианский

Недавно в мои руки попало несколько интересных фотографий. Это были фотоснимки склада «военторга» в Усть-Каменогорске 70-х годов. При всей любви к ретрофото я не сразу понял, в чем его ценность. Пока горожане не рассказали, что заброшенный склад в прошлом был главным собором Усть-Каменогорска. Даже на этой фотографии можно увидеть, как пострадал храм от событий, через которые он прошел в яростном ХХ веке. Как складывалась почти трехсотлетняя история свято-троицкого собора Усть-Каменогорска?

Теперь у Свято-Троицкого собора новая жизнь — 17 октября храм отмечает пять лет с момента освящения. Он выделяется среди других своих казахстанских собратьев прежде всего тем, что это один из старейших храмов Казахстана. Таких церквей на территории страны — наперечет. Даже весьма солидные по возрасту соборы в Казахстане зачастую ведут отсчет с XIX века. Свято-Троицкому храму удалось пережить смену уже трех веков. И в каждом из столетий его судьба была очень разной.

news35.jpg

Помимо того, что храм — один из старейших на территории нашей страны, здесь располагается первый в независимом Казахстане мужской монастырь. История храма очень богата. Изначально деревянная церковь, предшественница собора, была построена в 1720 году в заложенной в августе того же года крепости Усть-Каменной. Эта крепость и положила начало городу Усть-Каменогорску, отмечающему в этом году свое трехсотлетие.

Часто православные храмы на территории бывшей Российской империи много раз перестраивались. На месте любого крупного каменного собора ранее стоял деревянный, чуть меньший в масштабах. Усть-Каменогорский Свято-Троицкий собор имеет схожую судьбу.

С 1720 года — походная церковь переброшенного в крепость Колыванского драгунского полка. Деревянная церковь с берестяной крышей и отдельной колокольней была основана в 1740-х. После того, как она сгорела, на ее месте по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Конюскевича) был выстроен новый деревянный храм, освященный 6 июня 1775 года.

И только спустя 14 лет по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама началось строительство каменного Свято-Троицкого собора, который и сегодня стоит в центре Усть-Каменогорска. Собор строился с 1789 по 1809 год и был освящен 9 сентября 1810-го. Архитектурно-историческая ценность собора состоит еще и в том, что это первое каменное здание в Усть-Каменогорске.

При постройке здание претерпевало проектные изменения. По первоначальному замыслу храм проектировался однопрестольным и по стилистике должен был напоминать лютеранскую кирху в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. В процессе строительства решено было сделать собор трехпрестольным. А в новый XIX век храм вошел крестовым зданием с утолщенной притворной частью и приделами, а также зауженным центром, который завершался пятигранной алтарной апсидой.

Одним словом, таким, каким мы видим его сегодня. Весь XIX век он простоял в таком виде и был, пожалуй, самым намоленным храмом Усть-Каменогорска, центром духовной жизни города.

news36.jpg

Перестройки и перепланировки остались в XVIII веке, а главные испытания пришлись на век ХХ. Победа большевиков в 1917 году сулила храму непростые этапы. Уже в 1918 году Свято-Троицкий собор подвергся разграблению, а его настоятель протоиерей Сергий Феноменов был расстрелян на глазах у семьи. Причина скорой расправы была в том, что Феноменов ранее служил капелланом (военным священником) дисциплинарных батальонов царской армии и, по представлениям большевиков, не имел шансов на пощаду.

В 1993 г священнослужитель был реабилитирован. Постановлением Священного синода Русской православной церкви в 2000 году Сергий Феноменов был причислен к лику святых.

В 1923 году собор передали обновленцам-живоцерковникам. Обновленчество — течение, возникшее в Российской православной церкви после революции. Одним из названий было «Живая церковь». Помимо открытого сотрудничества с новой властью, они предлагали ряд новшеств: разрешение второбрачия для клириков, введение белого епископата, совершение богослужений на современном русском языке, ликвидация монастырей и прочее. Одним словом, это было что-то вроде попытки совершить русскую реформацию. «Казахстанская» была одной из 18 метрополий, которые определил «Священный синод» на территории СССР.

Почти сразу движение стало дробиться, и к концу 20-х годов советская власть стала относиться к обновленцам с недоверием. Свято-Троицкий собор, ставший на время обновленческим, в 1928 году был закрыт.

Дальше тучи стали сгущаться еще сильнее: в атеистической стране любому храму была уготована незавидная участь, но по сравнению с другими храмами Казахстана Свято-Троицкому собору особенно не повезло. Если где-то храмы оставались действующими, где-то преобразовывались в музеи, библиотеки или кинотеатры, то в стенах Свято-Троицкого собора располагались овощная база, склад военторга, гарнизонный клуб. Внутренний интерьер уничтожили и разграбили, колокольню, купола и церковную ограду украли. Здание храма тоже скоро пришло в полуразрушенное состояние. К концу советской власти его внешний облик уже мало напоминал храм. Лишь перестройка и последующий, в начале 90-х годов, распад Союза вернул в храм духовную жизнь.

news37.jpg

В 1989 году здание собора вернули православной церкви, а спустя четыре года храм был преобразован и вошел в число объектов, составляющих первый в Казахстане мужской епархиальный монастырь. Тогда здание находилось в плачевном состоянии. Сложные девяностые позволили осуществить лишь часть ремонтных работ. Но в 2013–2015 годах при поддержке городского и областного акимата и содействии спонсоров и меценатов здание храма было полностью отреставрировано. В основу проекта легли найденные в архивах чертежи и планы XVIII века. Многие детали удалось восстановить примерно так, как они выглядели до разрушения.

Сегодня Свято-Троицкий собор, пройдя десятилетия гонений и испытаний, снова, как и много лет назад, центр культурной и духовной жизни Усть-Каменогорска. Может быть, спорно будет утверждать, что «шрамы» украшают веру. Но такой трудный путь, такое мученичество придало храму особый ореол. Жизнь собора вполне можно сравнить с жизнью человека, который, сталкиваясь с жизненными испытаниями, с честью и достоинством их выдерживает и обретает мудрость и опыт.

Источник -  voxpopuli.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...