Папы-антихристы: почему понтификов тысячу лет обвиняли в связях с дьяволом | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Папы-антихристы: почему понтификов тысячу лет обвиняли в связях с дьяволом

551
7 минут
Папы-антихристы: почему понтификов тысячу лет обвиняли в связях с дьяволом

Возможно, крупнейшим событием во втором тысячелетии христианства стала Реформация и вызванные ею межконфессиональные конфликты. Не секрет, что помимо фигуры Спасителя, в религиозной борьбе, определившей особый христианский ландшафт Европы, также фигурировал Антихрист, пишет The Collector.

Тысячу лет с Антихристом, как ни удивительно, отождествлялось папство. Это началось с Арнульфа (архиепископа Реймса) и продолжалось вплоть до начала XX века, когда на смену пришли другие концепции пророческой интерпретации.

Но вернёмся к Реформации. Большинству христиан хорошо известны Мартин Лютер и Жан Кальвин, благодаря той роли, которую они сыграли в том судьбоносном событии. Но мало кто знает, что эти и многие другие деятели как во времена, так и после Реформации, считали папство антихристом.

В греческом языке термин “анти” означает “против” или “вместо”. Это важный момент, так как это означает следующее: антихрист может относиться либо к тому, кто против Христа, либо к тому, кто ставит себя на место Христа, либо к тому и другому одновременно.

Но все интерпретации сходятся в одном: во всех случаях речь идёт о попытке узурпации власти Христа как главы церкви.

Кто ты, Антихрист?

Ещё с раннехристианских времён считалось, что некоторые библейские термины и фразы относятся к антихристу.

Среди них «малый рог» (Даниил 7:8), «человек греха» и «сын погибели» (2 Фессалоникийцам 2:3), а также тот, кто «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (Фессалоникийцам 2:4).

The Pillar.jpg

Изображение: The Pillar

Отрывки из этих библейских источников истолковывались как указывающие на папство в качестве антихриста. Кроме того, нередко эти цитаты “объясняли” предполагаемые действия пап.

Но самым первым человеком, который посчитал папство в качестве антихриста, был Арнульф Реймсский (он же архиепископ Реймса). На Реймском соборе (991 г. н. э.) он заявил: «Воистину, если он лишен милосердия, раздут и продвигается только знанием, то он — антихрист, сидящий в храме Божием и выставляющий себя напоказ, как будто он был Богом».

Впрочем, истоки такого папы-антихриста коренились в более широких богословских дебатах, касающихся осуществления папской власти и коррупции внутри церкви. Аргументы Арнульфа были скорее риторическими и полемическими, направленными на разоблачение и критику предполагаемых злоупотреблений властью и упадка внутри папского института. И если в самом начале такое отождествление не получило широкого распространения, оно превратилось в тенденцию на протяжении почти тысячелетия и стало нормой даже среди самых поздних протестантов.

Что до самих пап и разных поддерживающих их фракций и союзов? Примечательно, что во время противостояния они сами называли друг друга антихристом, что означало обвинение в отступлении или нарушении церковных норм.

Так было с Папой Григорием VII и Папой Климентом III (известный также как Вильберт Равеннский). Григорий назвал Вильберта «грабителем святой церкви Равенны, антихристом и архиеретиком». Впрочем, кардинал Бенно, поддерживая Климента III, считал Григория VII «либо членом Антихриста, либо Антихристом во плоти».

А когда эти папы начали использовать титулы и претендовать на власть, это лишь сыграло на руку их обвинителям. Так было во время правления Иннокентия III (1198–1216), когда папы стали называть себя «викариями Христа», что буквально означало «наместники/заместители» Спасителя.

«Слушайте Наместника Христа, который поставлен над царями и королевствами. Он — глава Церкви, единой и безупречной», - сказал Бонифаций VIII (1294–1303) в одной из своих папских прокламаций.

Это заявление противоречило Посланию к Колоссянам (1:18) и Ефесянам (5:23), оба из которых указывают на Христа как единственную главу церкви.

Несогласные с папской властью

Сопротивление папской власти набирало сторонников и силу. Позже противников папской власти стали называться протестантами, потому что они протестовали против папских злоупотреблений.

Simple Wikipedia.jpg

Изображение: Simple Wikipedia

Ян Гус, чешский теолог из Праги, открыто выступил против папства:

«Что касается антихриста, занимающего папское кресло, то очевидно, что папа, живущий вопреки Христу, как и любой другой извращенный человек, по общему согласию, называется антихристом».

За это Гус предстал перед судом и его приговорили к смертной казни в Констанце, Германии. Его сожгли на костре 6 июля 1415 года.

Но век спустя после слов Гуса Реформация пошла полным ходом, когда Мартин Лютер присоединился к рядам тех, кто считал папство антихристом. Различные деноминации, возникшие в результате Реформации — лютеране, кальвинисты и англиканцы — все разделяли один взгляд на папство как на своего рода захват церковной власти.

Мартин Лютер (лютеранин) решительно заявил:

«Мы здесь убеждены, что папство является резиденцией истинного и настоящего Антихриста… лично я заявляю, что я не обязан папе никакого иного послушания, кроме того, что я подчиняюсь Антихристу».

Кальвин (пресвитерианин) сказал по этому поводу следующее:

Commonweal Magazine.jpg

Изображение: Commonweal Magazine

«Хотя и следует признать, что Рим был некогда матерью всех Церквей, но с того времени, как он стал резиденцией Антихриста, он перестал быть тем, чем был прежде. Некоторые люди считают нас слишком суровыми и придирчивыми, когда мы называем римского понтифика Антихристом. Но придерживающиеся такого мнения не считают, что они предъявляют такое же обвинение в самонадеянности самому Павлу, от имени которого мы говорим и чей язык принимаем. Я вкратце покажу, что (слова Павла во 2 Фес. 2) не могут быть истолкованы иначе, как применительно к папству».

Вестминстерское исповедание веры гласило:

«Нет другого главы Церкви, кроме Господа Иисуса Христа; и Папа Римский ни в каком смысле не может быть главой её; но это тот антихрист, тот человек греха и сын погибели, который возвышается в Церкви против Христа и всего, что называется Богом».

Томас Кранмер (англиканец) добавил:

«Из этого следует, что Рим является резиденцией антихриста, а папа сам является антихристом. Я мог бы доказать то же самое с помощью многих других Священных Писаний, старых авторов и веских причин».

Оппозиция протестантским заявлениям об антихристе

В разгар Реформации солдат Игнатий Лойола, позже ставший священником, основан орден иезуитов.

Одной из основных функций этого ордена было проведение контрреформации, которая включала противодействие ассоциации папства с антихристом.

Иезуиты сыграли значительную роль в преследовании противников папства: это Франсиско Рибера, Луис дель Алькасар и кардинал Беллармин.

Дель Алькасар предложил такую интерпретацию Даниила и Откровения, в результате которой Антиох IV Епифан и даже Нерон были идентифицированы как Антихрист. Рибера, в свою очередь, разработал футуристическую интерпретацию, согласно которой где-то в будущем человека можно будет идентифицировать как Антихриста.

Со временем стало очевидно, что их контрреформация взяла верх. Эти интерпретации Даниила и Откровения являются сегодня доминирующими в толковании стихов для большинства конфессий.

Отказ от взглядов на папского антихриста

После Реформации многие лидеры твердо придерживались взглядов реформаторов на антихриста.

Джон Уэсли (методист), например, смело провозгласил:

«Вся преемственность пап, начиная с Григория VII, несомненно, является антихристом».

Эту идентификацию также разделяли Роджер Уильямс, первый баптистский пастор в Америке, Коттон Мэзер, конгрегационалистский богослов, сэр Исаак Ньютон, Джонатан Эдвардс, Джордж Стэнли Фабер, преподобный Дж.А. Уайли, Чарльз Сперджен и доктор Мартин Ллойд-Джонс. И это - лишь некоторые из них.

Однако ветер перемен начал дуть. Всего через 143 года после принятия Вестминстерского исповедания веры американские пресвитериане приняли Вестминстерские стандарты в 1789 году. В этом документе не упоминалось о Папе как об антихристе, поскольку деноминация хотела дистанцироваться от такого определения.

Аналогичным образом, в 1950-х годах Лютеранская церковь в США стала свидетелем того, как несколько синодов отошли от своего прежнего определения папства как антихриста. Они называли свою предыдущую идентификацию «историческим суждением, основанным на Священном Писании», но считали, что такая идентификация зашла слишком далеко.

Cambridge University Press.png

Изображение: Cambridge University Press

Притязания папства в начале второго века были подтверждены Римско-католической церковью на Втором Ватиканском соборе (длившийся с 1962 по 1965). В «Догматической конституции церкви» (De Ecclesia) Папа вновь назван «наместником Христа и видимым главой церкви во всей ее полноте». Ни их претензии на титул, ни власть не изменились.

Что до протестантов, то по большей части они больше не протестуют, и лишь несколько конфессий все ещё высказывают свою точку зрения, что папство — это антихрист. Даже в рядах этих одиноких голосов оппозиция растёт.

Во многом это связано с отказом от историзма как основы интерпретации при чтении текстов пророка Даниила и самого Откровения.

Изображение: Wikipedia

Перевод: Тамерлан Салык

  • Комментарии
Загрузка комментариев...