
Ранее мы выпускали ряд публикаций о судьбе священномученика Василия Жаркентского, а на сей раз расскажем о трагедии его сподвижника Зосимы Фунтикова.
Последние годы жизни Василия (Колмыкова) Жаркентского на казахстанской земле в селе Кыргызсай (бывшее Подгорное) Уйгурского района Алматинской области были тесно связаны с Зосимой Фунтиковым, который тоже, как и отец Василий, погиб за веру в Христа после Октябрьской революции 1917 года.
Фунтиков был церковным старостой и помогал отцу Василию в деле управления приходом.
Информацией с редакцией поделила 90-летняя Вера Игнатьевна Старикова, правнучка Зосимы Фунтикова, которая ныне проживает в селе Байдибек Би (Маловодное) Алматинской области.

Правнучка Зосимы Фунтикова Вера Старикова
О событиях грозных революционных лет женщине рассказывали папа, бабушка и ее крестный.
Раскулачили
Зосима Фунтиков, уроженец Омской губернии, с другими казаками перебрался на территорию современного Казахстана в 1916 году, в село Подгорное, где они основали новую казачью станицу Подгорненскую. Позже казаки возвели там храм. Старостой храма назначили Фунтикова.Тогда же в Подгорное служить священником прибыл отец Василий (Колмыков).
По воспоминаниям Веры Игнатьевны, вся ее родня была пчеловодами, жили не бедно, но потом пришла советская власть, и все забрали.
«Помню, во время обыска, бабка моя вазу хрустальную сохранила. И самое главное, что иконы уцелели, а еще колокола удалось спасти. Потом потихоньку нажили все, жили хоть бедно, но самое необходимое у нас было, а уже в 1918 году их всех расстреляли. Раньше там, на месте того захоронения, было красиво, а сейчас там карьер, который всю природную красоту тех мест портит», – отметила наша собеседница.
В 1918 году, когда в Семиречье уже властвовали большевики, в село Подгорное вошел отряд красноармейцев. Первым под арест попал священник Василий. После арестовали и Зосиму Фунтикова, устроили у него обыск, забрали ценные вещи и деньги. Затем были арестованы еще 13 казаков.
– Насколько известно, когда начались гонения на православную веру, вашему деду Зосиму Фунтикову удалось спрятать иконы от большевиков. Это случилось до того, как к нему в дом пришли с обыском?
– Он это сразу сделал, когда молиться запретили, церкви стали уничтожать. На тот момент он был старостой в храме, и он все это сумел спрятать: иконы закопал в сарае.
Когда красноармейцы расправились с ее дедом, отцом Василием и с еще тринадцатью казаками, папе Веры Стариковой – Игнату – было всего 10 лет.
Он, будучи ребенком, со своим отцом Иваном – дедом Веры Игнатьевны – тайно, среди ночи, буквально ползком выкапывали братскую могилу, чтобы похоронить всех по-христиански.

Вера Старикова
Вот как об этом вспоминает Вера Игнатьевна:
«Деда Зосиму и с ним еще 14 человек, их всех вывезли на кладбище, большевики пулемет на гору затащили и «строчили» ночью по ним, а хоронить запрещали, оставили гнить. Папа со своим отцом ползком тайно копали могилу. Они все выкопали и всех туда сложили. Хорошо, хоть крестики не тронули, все на них было целое».
На месте захоронения мучеников установили небольшую часовню, в ней постоянно горела лампада. Но потом часовню разобрали местные жители, район со временем заселили уйгуры. А многие казаки в годы Великой Отечественной войны покинули село, вернувшись в Россию.
Сейчас место захоронения погибших за веру обозначено крестом и деревянной оградкой. Долгие годы за этой могилой, кроме Веры Стариковой, ухаживают неравнодушные сельчане. Это захоронение и сейчас остается местом почитания.

икона Василия Жаркентского
О храме
– Мы знаем, что в селе Подгорном была церковь, но везде в документах это здание значится как молебный дом. Так как было на самом деле?– Да, это был именно храм, он долго стоял. Сейчас на его месте продуктовый магазин, а до магазина там располагался клуб, – рассказывает Вера Игнатьевна.
Сведений не сохранилось, когда точно был возведен Подгорненский храм и приходом какого священника он был. Есть только информация, что в 1916 году, после кыргызского мятежа, как раз и был переведен на службу в станицу Подгорненскую Василий Жаркентский.
– Получается, священник Василий жил в доме вашего прадеда Зосимы?
– Да. Когда мой дедушка Зосима стал старенький, он пошел служить в храм старостой. Вот, когда их тела откопали, при нем кошелек нашли целый, не сгнивший. Когда его открыли, там обнаружили квитанцию из Москвы, все было целое. После чего все убедились в том, что все, о чем рассказывали, происходило на самом деле.
Был деревянный дом, они там жили, потом продали дом, а новый хозяин дом не уберег в пожаре. Рядом был другой дом, в котором жил батюшка до расстрела со своей матушкой.
– Вы, может, знаете, с кем приехал Василий Колмаков, у него была матушка, дети?
– Да, матушка у него была. Она так и жила после его расстрела. Насчет детей не знаю, про это разговора не было.
Заезжий дом Зосимы Фунтикова
«Дом (о котором редакция АПН писала ранее) принадлежал моему прадедушке Зосиме. Это у них был как заезжий дом, там купцы останавливались, когда Карельская ярмарка проходила. Там все лето они торговали, обычно занимали одну из комнат. Потом там жил священнослужитель Василий Жаркентский», – отметила Вера Игнатьевна.Справка
Священномученик Василий Жаркентский причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви.Мощи были обретены на кладбище поселка Кыргызсай 26 апреля 2002 года по благословению архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский).
Мощи священномученика Василия, пресвитера Жаркентского, находятся в Свято-Ильинском храме города Жаркента Алматинской области. Вместе с мощами иерея Василия находятся честные останки убиенных вместе с ним 13 православных христиан.
Память священномученика Василия – 16 сентября, а также в Соборах новомучеников и исповедников российских и новомучеников и исповедников казахстанских.
Редакция АПН будет благодарна за любые отклики на материал и подробности о жизни репрессированных священнослужителей. Оставить обратную связь можно в комментариях под статьей или по номеру +7 771 742 22 64.
Фото: АПН