Где покоится история | Агентство православных новостей (АПН)

Где покоится история

112
8 минут
Где покоится история
Константин ЮЛИАНСКИЙ


Кто из знаменитых казахстанцев похоронен на центральном кладбище Алматы. 

Прогулки по некрополям, кладбищенские квесты во многих странах стали неотъемлемой частью туристического досуга. Вспомним вашингтонский Арлингтон, московское Новодевичье, парижское Сен-Женевьев-де-Буа. Между тем Центральное кладбище Алматы – такой же интересный объект. По надгробиям известных личностей можно наблюдать разнообразие истории нашего города. 

news1360.jpg   

Центральное кладбище Алматы сегодня - элитный некрополь. Пожалуй, в таком количестве нигде более не сосредоточены захоронения казахстанских деятелей науки, культуры, политики и религии. С ним может сравниться разве что Кенсай. Однако Кенсайское кладбище моложе, поэтому именно Центральное можно считать главным алматинским некрополем. Пожалуй, даже самый несведущий в алматинской и казахстанской истории человек, прогуливаясь здесь, найдет известные ему имена. 

news1361.jpg

Первые захоронения появились тогда же, когда и начался отсчет новой истории города – в 90-х годах XIX века. Сегодня их найти проблематично. Регулярные и упорядоченные захоронения стали появляться только в 20-х годах ХХ века. Собственно, с этого времени и принято вести отсчёт истории Центрального кладбища Алматы. 

news1362.jpg

Вход со стороны проспекта Раимбека открывает главную аллею кладбища, где находятся захоронения великих казахстанцев. Ансамбль центральной аллеи в целом начал складываться в 60-е годы. Здесь есть захоронения тех, кто памятен современникам по названным в их честь улицам. Например, могилы классика казахской литературы Мухтара Ауэзова, писателя Кажигали Жумалиева, академика Шафика Чокина, политического деятеля и послевоенного руководителя Казахстана Жумабая Шаяхметова. 

news1363.jpg

Мухтар Омарханович Ауэзов умер в 1961 году в самом расцвете творческих сил и литературной деятельности. Последние годы жизни Ауэзова были невероятно плодотворны. Позади были политические гонения, вынужденный отъезд в Москву из-за угрозы ареста в начале 50-х. К концу 50-х он выпустил опус-магнум своей жизни – роман-эпопею «Путь Абая», переведя ее на русский язык. В 1960 году после поездки в Америку писатель готовил сборник путевых заметок о стране, однако в 1961 году - умер во время операции в Москве. На тот момент Мухтар Омарханович уже считался классиком, поэтому и надгробие ему полагалось соответствующее. В 1964 году на могиле установили памятник работы известного скульптора-монументалиста Евгения Вучетича, автора скульптуры «Родины-матери» на Мамаевом кургане, памятника Дзержинскому на Лубянке и многих других работ. 

news1364.jpg

Рядом с Мухтаром Омархановичем упокоилась его третья супруга, Валентина Николаевна Ауэзова. Вместе они жили с 1920-х годов. И хотя впоследствии спутницей жизни писателя была Фатима Габитова, теплые отношения с Валентиной он сохранил до конца жизни. И могилы их находятся рядом.

news1365.jpg

К слову, на центральной аллее есть и другой памятник работы Вучетича – казахскому композитору Ахмету Жубанову. 

news1366.jpg

Великие казахстанцы - ученый Каныш Сатпаев, кинорежиссёр Шакен Айманов, композитор Мукан Толебаев и многие другие упокоены тут же. Особое место занимают захоронения пионеров казахского кинематографа. 

news1367.jpg

На центральной аллее – памятник Елубаю Умурзакову, исполнившему главную роль в первом казахском игровом звуковом художественном фильме «Амангельды». 

news1368.jpg

Здесь же находится могила артиста Калыбека Куанышбаева, сыгравшего главную роль в фильме «Песни Абая». Символично, что она расположена рядом с могилой Ауэзова, посвятившего Абаю главный литературный труд своей жизни. 

news1369.jpg

Впрочем, далеко не все видные деятели захоронены на центральной аллее. В нескольких метрах от входа – ориентиром обычно служит цветочный лоток – направо уходит маленькая дорожка, которая ведет нас к захоронениям людей, без которых непредставима история казахстанской культуры ХХ века. Первый – это легендарный писатель и переводчик Иван Шухов. Он известен тем, что написал множество рассказов о казахском быте, «духоподъемных» агиток о годах коллективизации и индустриализации, переводил на русский язык труды Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Габита Мусрепова и Габидена Мустафина. Пожалуй, главная его миссия пришлась на период, когда Иван Петрович возглавил литературный журнал «Простор». В 1960-70-е годы журнал стал явлением в литературной и общественной жизни не только Казахстана, но и всего СССР. На его страницах публиковались стихи полузапрещенных тогда поэтов «серебряного века» Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, полузабытых советских писателей и поэтов Андрея Платонова, Павла Васильева. Благодаря деятельности Шухова был опубликован роман о репрессированном биологе Николае Вавилове, началось возвращение из забвения казахского поэта Магжана Жумабаева и вышел в печать роман Ильяса Есенберлина «Хан Кене» о Кенесары Касымове. Иван Шухов внес неоценимый вклад в возвращение забытых имен и в легализацию запретных тем в казахстанской литературе.

news1370.jpg

Второй легендарный деятель, чья могила долгое время считалась утерянной и расположена в этом же секторе кладбища – певец Амре Кашаубаев. Судьба музыканта-самородка очень ярка и трагична. Сегодня мы помним его как исполнителя известных народных песен «Балхадиша» и «Дударай». Несколько лет назад был снят фильм «Амре» с Санжаром Мади в главной роли. И хотя фильм очень вольно интерпретирует факты биографии Амре, а порой и передергивает их, в нем довольно открыто показано противоречивое отношение советской власти к певцу. С одной стороны, чиновники признавали его талант и даже посылали на мировые художественные смотры (в Париж в 1925 году, во Франкфурт в 1927), с другой – относились с подозрением, особенно когда обнаружился факт его встречи с опальным политэмигрантом Мустафой Шокаем во время его заграничных гастролей. Прямых репрессий в отношении Кашаубаева сразу не было, однако он получил клеймо «неблагонадежного». После чего последовали одновременно допросы в ОГПУ   и приглашения на роли в первых казахских музыкальных спектаклях. Премьеру в роли Толегена в опере «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского ему сыграть не удалось – в ночь с 6 на 7 ноября 1934 года Амре нашли убитым на одной из улиц Алма-Аты. Похоронили его как выдающегося деятеля культуры на центральном кладбище, однако вскоре могилу сравняли с землей, а имя предали забвению. Лишь в 1960-70-е годы началось постепенная реабилитация творчества Кашаубаева. Издали записи его песен, назвали его именем музыкальную школу. Полная реабилитация состоялась лишь в годы перестройки. Тогда же на могиле музыканта было восстановлено надгробие. 

news1371.jpg

Пройдя по центральной аллее и свернув направо, через десяток метров можно увидеть могилу легендарного для истории Алматы архитектора Андрея Павловича Зенкова. Вознесенский собор, Кызыл Тан и ряд других зданий старого Верного - за эти архитектурные сооружения алматинцы по сей день благодарят и вспоминают Андрея Павловича. Будучи преуспевающим архитектором в царский период, он довольно успешно адаптировался и при советской власти. Правда, в тот момент он строил здания в основном в кыргызском Пишпеке (далее – Фрунзе и Бишкеке), а в Казахстане занимался лишь администрированием. В 20-30-е годы ХХ века он работал начальником управления строительного контроля Совнаркома Казахской АССР. 

news1372.jpg

Памятник был довольно оригинальным для своего времени. Аскетичным – лишь увенчанная советской звездой каменная плита с указанием имени, годов жизни и должности. Из камня редкой для здешних надгробий породы - песчаника. Лишь в 1970-е годы родственники архитектора Зенкова обновили надгробие, однако теперь оно выглядит намного проще.

news1373.jpg

Особое внимание стоит обратить на место захоронения почитаемых религиозных деятелей. Настоящим мемориальным комплексом выглядят могилы казахстанских епископов Православной церкви, алматинских митрополитов Николая (Могилевского), Иосифа (Чернова) и епископа Серафима (Гачковского). При богоборческой советской власти им специально определили место для захоронений подальше от входа и центральной аллеи. Правда, это не мешало тысячам паломников приходить к могилам священников, проживших по-настоящему мученическую жизнь. Сегодня на кладбище осталось лишь захоронение Серафима (Гачковского). 

news1374.jpg

На месте захоронений Николая (Могилевского) и Иосифа (Чернова) стоят кенотафы – символические надгробия. Мощи митрополита Иосифа Чернова хранятся в Софийском соборе Алматы, а митрополита Николая Могилевского – в Никольском соборе. Мощи были перенесены после канонизации священнослужителей уже в новом тысячелетии.  

news1375.jpg

На центральном кладбище имеется и еврейский участок, где захоронен особо почитаемый раввин и иудейский богослов Леви Ицхок Шнеерсон. Поэтому здесь довольно часто можно увидеть паломников-иудеев. 

news1376.jpg

Впрочем, здесь похоронены не только религиозные деятели. Известный архитектор другой эпохи – Владимир Кацев также похоронен в этом секторе. Ему алматинцы должны быть благодарны за Медеу, Чимбулак, Цирк, здание Алмалинского районного акимата, фонтан Восточный гороскоп и многое другое. 

news1377.jpg

На западе от центральной аллеи расположено монументальное надгробие великой казахской певицы, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.

news1378.jpg

 Тропинка ведет дальше к памятникам кинозвезд довоенного кино, которые встретили смерть в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Это артисты ЦОКСа, умершие в Алма-Ате в начале 1940-х Николай Черкасов-Сергеев, исполнитель роли Суворова в одноименном кинофильме 1940 года, и Борис Блинов, известный по роли матроса Железняка в кинофильме «Выборгская сторона» 1938 года. Будучи уже смертельно больным, Блинов успел сняться в фильме «Жди меня» по сценарию Константина Симонова. 

news1379.jpg

Центральное кладбище Алматы можно по праву считать полноценным туристическим объектом. Его памятники красноречиво рассказывают заинтересованному туристу сложную историю города и страны через жизни знаменитых алма-атинцев. 


Фото предоставлены Агентством Православных Новостей (АПН)

Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...