Прошлое, настоящее и край Востока | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Прошлое, настоящее и край Востока

769
9 минут
Прошлое, настоящее и край Востока
Юрий Аязов

Усть-Каменогорск – один из старейших городов страны. Сегодня этот город – административный и финансовый центр Восточного Казахстана. Долгие годы он довольствовался статусом заштатного уездного городка. Потому как неподалеку расположен куда более крупный и развитый Семипалатинск. При скромном статусе у Усть-Каменогорска - интересная история и живописная архитектура, значительная часть которой сохранилась в историческом центре города. 

news1789.jpg

История Усть-Каменогорска наглядно отпечаталась в камне и дереве. Из этих материалов состоит весь архитектурный фонд старого города. Здесь и старинные купеческие особняки в стиле модерна и эклектики, и сталинский ампир, и советский модернизм, и современные строения, термина для которых еще не существует. Несмотря на то, что городу 300 с лишним лет, другие эпохи не выражены в архитектуре столь же явно, как три вышеуказанные.  Однако и этого вполне хватило, чтобы у города образовался собственный облик. Давайте сравним разные эпохи жизни города, которые сохранились в фотографиях. 

news1790.jpg

Полноценная промышленная революция в крае произошла в годы Великой Отечественной войны, когда в Восточный Казахстан эвакуировались крупные промышленные предприятия. Однако еще с XVIII века сюда направлялись многие исследователи и геологи, так как здешние места считались невероятно богатыми на полезные ископаемые. И на рубеже XIX-XX веков многие предприниматели уже осваивали здешние прииски. В частности, на добыче золота преуспел Андрей Савельевич Меновщиков, построивший целый бизнес-центр в Усть-Каменогорске. В 1909 году этот деловой квартал был запечатлен фотографом Стефаном Горловым с колокольни Покровского собора, некогда стоявшего в самом центре Усть-Каменогорска. Вдоль улицы Тулегена Тохтарова стоит здание, в котором сейчас располагается Восточно-Казахстанский музей искусств. 

news1791.jpg

Дом, где Андрей Савельевич Меновщиков жил, стоит на пересечении с улицей им. А. Чехова. Вообще, именно на улице Чехова сохранилось максимум зданий позапрошлого века. 

news1792.jpg

Напротив дома Меновщикова стоит бывший дом купца Курочкина. В 40-е годы ХХ века его перестроили под административное здание. Сегодня там находится городской отдел архитектуры. 

news1793.jpg

Городские активисты и урбанисты неоднократно предлагали именно на этой улице сделать прогулочный «Арбат». В результате местный Арбат появился на улице Бейбитшилик. Здесь также сохранилась историческая застройка в меньшей концентрации. В основном это дома периода сталинского ампира. 

news1794.jpg

Если говорить о хорошо сохранившихся зданиях в этом районе, то можно отметить бывший торговый дом купца Кожевникова. Построен он был после начала первой мировой войны и непосредственным возведением этого здания занимались пленные солдаты, в основном чехи. В последние годы перед революцией и вплоть до конца нэпа здесь торговали лучшей в городе посудой. Уже в позднесоветские годы в доме располагался ресторан «Алтай». Сегодня здание используется как выставочный зал Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического музея. 

news1795.jpg

Сохранилось также здание пожарного депо Усть-Каменогорска, хотя состояние его далеко не идеальное. Построено оно было в 1896 году с целью модернизации всей противопожарной инфраструктуры. Застройка Усть-Каменогорска всегда была плотной, и город неоднократно страдал от пожаров. Так, в 1766 году Усть-Каменная крепость (откуда и пошел город) сгорела полностью. А в 1893-94 годах несколько раз вспыхивали пожары в самом городе. Прошло больше века и «пожарки» передислоцировались в другие места. Каланча ушла в историю, но фрагмент депо еще сохранился, пусть и разобранный на частные гаражи. 

news1796.jpg

К югу по улице Бейбитшилик стоит здание, которое можно назвать воплощением архитектурной старины Усть-Каменогорска. Это бывший народный дом (до революции), Драмтеатр (в советское время) и Дом дружбы (до 2017 года). Выполненный в редком для Казахстана нео-романском стиле, Народный дом был когда-то средоточием светской жизни города. Власти их открывали с целью обеспечить доступ рабочего класса к культуре и как-то утихомирить революционные настроения. Народный дом стал центром досуга: на небольшой сцене на втором этаже играли любительские спектакли, проводились концерты, музыкальные вечера, научно-популярные лекции, политические диспуты. В общем, город был центром общественной жизни. В 1918 году с балкона этого здания была провозглашена советская власть. Затем здесь расположился театр и квартировал в этом здании вплоть до середины 2010-х годов, пока не переехал в новый квартал. 

news1797.jpg

По соседству с Народным домом располагается Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический музей. Здание, похожее на небольшой дворец или усадьбу, в разное время было и мужским училищем, и гимназией, и госпиталем для раненных в Великую Отечественную войну. Уже в постсоветское время здесь разместился музей. Училище дало литературному миру заметное имя – писателя Александра Мелентьевича Волкова, создателя «Волшебника изумрудного города», «Урфина Джюса и его деревянных солдат». Замечательный литератор входил в первый выпуск этой гимназии, а затем несколько лет преподавал здесь же. 

news1798.jpg

Гимназия стоит с восточной стороны входа в парк Жастар, ранее - парк имени Кирова. Сегодня это место сильно изменилось в сравнении с тем, как оно выглядело век тому назад. Ранее здесь стоял главный собор Усть-Каменогорска – Покровский храм. Некогда он был самым высоким зданием и с его колокольни открывался прекрасный вид на город. Именно отсюда и делались первые фотосъемки Усть-Каменогорска. Увы, он разделил судьбу многих храмов и церквей после революции 1917 года. Сначала его закрыли, а в 1936 году - снесли. На этом месте разбили парк им. Кирова. Лишь в 2000 году здесь возвели часовню в память новомучеников России и Казахстана. 

news1799.jpg

Вообще, Восточный Казахстан – уникальное место с точки зрения синтеза культур, что проявляется даже в архитектуре. Во-первых, в Восточном Казахстане сохранились развалины буддистского монастыря Аблайкит. Это во многом уникальный объект для страны. А что до христианства и ислама, в Усть-Каменогорске есть здание, где две эти религии сходятся в буквальном смысле. Дело в том, что до революции в городе мечеть была лишь одна. В советское время ее снесли и сейчас на этом месте новостройки. Уже в годы независимости, когда в городе выбирали место для новой мечети, решено было переделать в мечеть бывшее здание мужского церковно-приходского училища. К началу 1990-х в здании успели поквартировать разные организации. А с того времени в здании располагается центральная мечеть Усть-Каменогорска. Символично, что в одном старинном здании начала ХХ века встретились две главные религиозные конфессии Казахстана. 

news1800.jpg

Не менее интересная судьба и у Мариинского училища. В конце XIX века по всей Российской империи начинают массово открываться учебные заведения для девочек и девушек. Император Александр II 1871 году подписал указ, разрешающий нанимать женщин на госслужбу. Тогда-то в разных уголках государства срочно понадобились квалифицированные женщины. И если в столицах для этого были Институты благородных девиц, «бестужевские курсы», то в провинции ни о чем подобном не мечтали. Тогда и наступил звездный час для провинциальных девушек. Появлению первого женского училища в Усть-Каменогорске способствовали политические ссыльные: революционеры-демократы Орест Костюрин, Евгений Михаэлис (соратник и друг Абая, а также прототип Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева) и многие другие. Учились здесь известные писатели Ефим Пермитин и Павел Кузнецов (переводчик стихов Джамбула). В 1920-е здесь разместился детдом при Усть-Каменогорском ВЧК, в 50-х - школа им.Кирова, в 70-х – городская больница, а далее и по сей день находится выставочный зал этнографического музея. 

news1801.jpg  

Cамое старое сохранившееся здание в городе - Свято-Троицкий собор в комплексе одноименного монастыря. Хотя это здание повидало немало испытаний на своем веку. Его история началась в 1789 году, когда в Усть-Каменогорске решено было построить первую каменную церковь. Старая деревянная за несколько лет до этого сгорела во время крупного пожара 1766 года. По первоначальному замыслу храм проектировался одно-престольным, и по стилистике должен был напоминать лютеранскую кирху в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. В процессе строительства решено было сделать собор трех-престольным. В результате вышло крестовое здание с утолщенной притворной частью и приделами, зауженным центром, завершавшимся пятигранной алтарной апсидой. Шатровая крыша была четырехскатной  с луковичной главкой и узким, высоким барабаном. Одним словом - таким, каким мы видим его сегодня. Весь XIX век он простоял в таком виде и был, пожалуй, самым намоленным храмом Усть-Каменогорска, центром духовной жизни города.

news1802.jpg

В 1923 году собор передали обновленцам-живоцерковникам, впрочем, уже в 1930-х храм забрали и у них. Дальше тучи стали сгущаться еще сильнее: по сравнению с другими храмами Казахстана Свято-Троицкому собору особенно не повезло. В стенах Свято-Троицкого собора располагались овощная база, склад военторга, гарнизонный клуб. Внутренний интерьер уничтожили и разграбили. Колокольню, купола и церковную ограду украли. Здание храма тоже скоро пришло в полуразрушенное состояние. К концу советской власти его внешний облик уже мало напоминал храм.  Лишь перестройка и последующий, в начале 1990-х годов, развал Союза вернул в храм духовную жизнь. 

news1803.jpg

После войны Усть-Каменогорск стал по-настоящему крупным промышленным центром, «кладовой цветной металлургии Казахстана». Началась новая эпоха, а как положено в любую новую эпоху, она отражается в новых районах города. Новый район расположился по ту сторону реки Ульбы. Соответственно, был выстроен и новый мост. Ранее через Ульбу переходили лишь по понтонной переправе. 

news1804.jpg  

Тут начали строится новые заводы и жилые кварталы, главная архитектурная доминанта которого – Дворец Культуры металлургов. Этот шедевр позднесталинского ампира до сих пор одна из главных достопримечательностей советского Усть-Каменогорска и, пожалуй, главная концертная площадка города. Построили сей шедевр местный архитектор Леонид Маковеев и алматинец Хакимжан Наурызбаев. Скульптурные композиции на фронтоне и по сей день впечатляют. 

news1805.jpg

Жилой район до сих пор сохранил атмосферу позднесоветского города. И хотя появилось множество объектов малого и среднего бизнеса, современным этот район не назовешь – состояние домов, мягко говоря, далеко от идеала. 

news1806.jpg

Многие здания хоть и дожили до нашего времени, но оказались либо перестроенными почти до неузнаваемости, либо находятся в плачевном состоянии. 

news1807.jpg

Хотя кое-где можно полностью воссоздать атмосферу 1950-х годов. Выдавать нынешнее время будут лишь марки трамваев и высота деревьев. 

news1808.jpg

Позднесоветская архитектура здесь вполне типовая и шедевров советского модернизма в городе не найдешь. Что-то опять же перестроено на современный лад, как, к примеру главное административное здание города – акимат ВКО (в прошлом облисполком). 

news1809.jpg

А что-то и вовсе сегодня утратило свое первоначальное значение. Как речной вокзал, который раньше служил полноценным транспортным узлом, а сегодня представляет собой лишь небольшой парк прогулочных речных трамвайчиков. 

news1810.jpg

А вот гостиница «Усть-Каменогорск» и прилегающий к ней ресторан и вовсе является реликтом позднесоветского модернизма. Причем как снаружи, так и внутри. Это одинаково относится ко внешней отделке, внутреннему убранству и имеет соответствующий совдеповский сервис.

Фото: АПН, архивные фото предоставлены Восточно-Казахстанским Архитектурно-этнографическим музеем.

Источник -  365info.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...