Ирэн Аравина: «Меценатство жизненно необходимо» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Ирэн Аравина: «Меценатство жизненно необходимо»

1104
13 минут
Ирэн Аравина: «Меценатство жизненно необходимо»
Беседовала Галина Галкина

Спокойная, доброжелательная, мягкая в пластике Ирэн Аравина вдумчиво и неспешно отвечает на вопросы. И кажется, что та огненная, темпераментная, джазовая, известная многим любителям музыки – её двойник, который появляется только у микрофона. Множество ипостасей Ирэн - удивительное явление для непосвященных. И вполне обыденное для семейства Аравиных. Корни всей семьи певицы – музыкальные, и это определило её мир.

news1723.jpg

- Джазовая певица, музыковед, преподаватель, режиссер, актриса. Это знают все, кто любит джаз и театр. И другая Ирэн Аравина. В юности - исследователь даосизма, буддизма, кришнаизма, восточных религий.  В зрелости - певчая на клиросе, звонарь на звоннице Вознесенского собора, вышивальщица бисером. Ваши лучшие образцы вышивки – оклады икон - находятся в том же соборе. Расскажите, что еще, помимо музыки, ресурсно для Вас.

-  Когда увлекаюсь каким-то занятием, то целиком в него погружаюсь. В свое время мне очень понравилась вышивка бисером. Начинала с пасхальных яиц, рамок. Делала особенные узоры, потом перешла на ткацкий станок. Существует много литературы по вышивке бисером. Бисер был очень популярен как handmade во всех странах, в разное время, начиная с древности. В России в восемнадцатом-девятнадцатом веках вышивали кошельки, кисеты, чубуки для трубок. Это можно увидеть в музеях вышивки бисером – в Москве, Санкт-Петербурге, где-то еще. В Ростове Великом, в ростовском Кремле есть музей прекраснейшей вышивки икон. 

news1724.jpg

Автор иконы: Ирэн Аравина

- Ростов Великий - один из ключевых городов, входящих в маршрут «Золотое Кольцо России». Как Вы там оказались?

- Изучая тему колоколов, я посетила знаменитую колокольню Сысоя.  Здесь потрясающая звонница: длиной в 30 метров, с секциями для колоколов. В самой большой из них находится знаменитый 2000-пудовый (32 тонны) легендарный колокол Сысой. На колокольне звонит целый ансамбль звонарей, до шести человек. Двое на большом колоколе, еще двое - на средней секции, и так далее. Когда ударяет большой Сысой, стены храмового комплекса вибрируют, гудят! В Ростове Великом находится и Музей первых камертонов, ведь колокола необходимо отстраивать – в едином гармоническом ладу. Их обязательно настраивали, но это можно делать только на понижение звука. Это уже тонкости настройки колокола как инструмента.

news1726.jpg

news1727.jpg

Колокольня и звонница Сысоя знакомы зрителям по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Помните, по Кремлю бегают стрельцы, прыгают с него. Именно в эти колокола играют разухабистую песенку «Чижик-Пыжик, где ты был» В то время, в семидесятые, колокольня Сысоя была музеем. Сегодня она действующая, как и храм.  

- Посвятите нас коротко в историю появления колокола как музыкального инструмента.

- Традиция колокольного звона связана со многими личностями, именами, с географией - от Китая до Европы. Колокольное мастерство зародилось в Китае в XXIII-XVII веках до нашей эры. Позже, примерно через четыре тысячелетия, в IX веке до н. э., колокола по Шелковому пути перекочевали в Европу. Способ извлечения звука в Китае отличается от принятого в России. В азиатские колокола бьют снаружи – большим бревном или молоточками – и язык колокола находится снаружи. В Европе колокола прижились с механизмом, который раскачивал сам колокол вокруг языка по принципу рычага. Монахи-звонари даже взлетали на веревках от этих рычагов, такой большой вес был у колоколов. Когда в XVII веке колокола приехали в Россию, русские князья, заразившись этим новшеством, стали соревноваться. Они отливали колокола в невероятных размерах и количествах в собственных литейных цехах. В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» с достоверностью воссоздан процесс отливки колокола. Рядом с церковью выкапывали литейную яму, в которой и отливали колокол. Мастера колокололитейного искусства и звона были весьма востребованы. Как и сегодня. Это уникальное искусство возрождается, монастыри, храмы начинают приобретать все больше и больше колоколов. Соответственно, стала развиваться традиция православного звона.

В католическом звоне колокола в основном выигрывают мелодию, а в православном – создают ритм, который держит основной колокол. Все остальные колокола этот ритм украшают.

- Расскажите о необыкновенных свойствах колокольного звона. 

- Когда в Европе случались эпидемии, то храмы и соборы закрывали, но колокольни продолжали работать. Колокольный звон угнетает и обеззараживает любую инфекцию, и это научно доказано. Ультразвук, инфразвук сильно воздействует на любую инфекцию, даже чумную палочку. Но кроме того колокольный звон – это большая духовная подпитка. Известный московский звонарь Константин Сараджев, теоретик русского колокольного звона, звонарь-виртуоз (он ярко описан в повести Анастасии Цветаевой, сестры Марины) - уникальный гипер-слышащий человек. Обладателей такого слуха в мире единицы, подобной аномалией обладал и Моцарт.  Константин Сараджев слышал в двух звуках – 240 звучаний! Гипер-слух позволял ему не только слышать, но и видеть все, что вокруг. Он распознавал звук каждого предмета, человека, явления. Для него звучала вся Вселенная! 

Гипер-слух – это дар, но и наказание, потому что не с кем поделиться своими уникальными наблюдениями. Сараджев очень страдал от своего необычного слышания, окружающие принимали его за сумасшедшего. Но однажды явлением заинтересовались ученые, начались физические исследования звука, появились электронные измерители высоты – фонометры, которые с точностью до 1/100 герца измеряли звучание инструмента. Сараджев описывал, что самый уникальный из инструментов – это колокол! Он умел звонить с феноменальным звукоизвлечением, его собиралась слушать вся Москва. Константин Константинович был также великолепным композитором, писал целые симфонии для колоколов. 

Он в свое время спас звонницу Сергия Радонежского, отправив ее под видом демонстрации русского зодчества, русской культуры в Гарвард на выставку.  Там для колоколов была выстроена специальная звонница. Колокола как выставочный экспонат оставались в Гарварде вплоть до сегодняшнего времени.  Лишь не так давно они вернулись на родину. Таким образом, благодаря Сараджеву, колокола были сохранены, избежали уничтожения, ведь в 1929 году Советы издали приказ о ликвидации всех колоколов.

- Когда впервые появились колокола в нашем городе?

- Впервые колокола появились в городе Верном в конце ХIX века – в Софийском и Казанском соборах. В Вознесенский собор колокола приехали в начале ХX века. Отливали их под Санкт-Петербургом, в Гатчине. В городском архиве Алматы хранится подробная переписка тех, кто его отливал, с описанием пути следования колоколов по Иртышу, через Семипалатинск - на тягловых волах. Встречали колокола как дорогих гостей, всем городом.

news1728.jpg

- Когда-то вы занимались возвращением на колокольню Вознесенского собора главного колокола. 

- В 2000-м году мы отправились в Москву, когда отливали стопудовый колокол Пимен. В связи с этим ездили на завод «Литекс», где он отливался. Потом поехали по Золотому Кольцу, в Звенигород, Ярославль, где исследовали тему колоколов разных школ, манер, направлений звона. У каждого звонаря - своя стилистика, манера и мастерство. 

- Колокол Пимен назван в честь священномученика Пимена – живой памятник уникальному человеку.

- Наш главный колокол был отлит в честь священномученика Пимена – последнего епископа досоветской эпохи. Уникальная личность, образованнейший человек. Он знал шесть языков, долгое время подвизался в Персии, был потрясающим дипломатом, написал большое количество трудов. Cохранились его проповеди – богатое наследие. Когда Пимен был переведен в Верный, он возглавил Туркестанскую Епархию, кафедру.  Как человек умный, прозорливый, Пимен осознавал, какое трагическое будущее его ждет, как и православие в целом в Казахстане. Так же понимал, что это его путь мученичества, самопожертвования. Так и случилось: в 1917 году Пимен был арестован в соборе, оттуда увезен на казнь и расстрелян в роще Баума.  Пока не известно, где захоронен священномученик Пимен. Вместе с Пименом ту же участь приняли многие священники, монахи, верующие люди - их ждала мученическая кончина.

- Вы выступили с инициативой собрать средства и начался народный сбор денег - всем миром - на изготовление басового колокола.  Какая сумма была необходима для отливки Пимена?

-  Я не перестаю удивляться, как много людей откликнулись на нашу просьбу. Это меня убедило в том, что люди – это совершенно не раскрытый потенциал. Мы даже не представляем, на что способны люди и как огромна их роль. Они порой себя не знают, лучшие свои стороны, а у наших людей большая душа. Когда-то окружающие, может быть, не вызывали у меня восторга, но это было непростое  время –разрушительные девяностые годы… Возникло ощущение, что людей-то не осталось. 

Но для меня вера в людей – благодаря Пимену. Необходимо было собрать 36 тысяч долларов. Колокол отливали из оловянистой бронзы  - 80% меди, 20% олова. Довольно дорогое удовольствие! Малейший брак, и колокол не будет звучать, в этом случае он подлежит переливке.

Наш Пимен был изготовлен на заводе «Литекс», отливали его те же мастера, которые занимались всей звонницей Вознесенского собора – в той же технике, с тем же настроем. Поэтому   Пимен так изумительно звучит, он дополнил своим нижним басом всю звонницу, настроенную в «ре мажоре», а самого звука «ре» не было. Пимен зазвучал в басовом «ре»! Но на самом деле в этом колоколе заключено около 120 нот.

- Ирэн, как вы пришли к тому, чтобы петь в церковном хоре или стать звонарем?

- Меня в церковь привела беда – болезнь. В поисках ответов на свои вопросы я пришла в Вознесенский и молилась, как сейчас помню, Сергию Радонежскому. И меня с кем-то спутали, кто-то подошел и спросил: «Что ты тут стоишь, там петь некому!» Отвели на клирос: «Пой!» С листа я умею читать, взяла ноты, все спела… Ко мне присмотрелись и спросили: «Ты вообще кто?» - поняли, что ошиблись. Уточнили: «Наверное, из Покровского храма?» Ответила, что я сама по себе. «У тебя неплохо получается, приходи завтра!» 

Так Ирэн за неделю выучила службу, стала понимать церковнославянский язык, столь похожий на русский, и влилась в жизнь Вознесенского собора. 

Ирэн Аравина крестилась в 1988 году – в год, когда отмечали годовщину крещения Руси. До этого важного в жизни момента у девушки было много поисков, она обращалась к самым разным духовным практикам и религиям. В поисках ответов на внутренние вопросы изучала даосизм, буддизм, кришнаизм, восточные религии. Будучи искусствоведом, Ирэн изучала историю культуры разных народов – происхождение, внутренние структуры, развитие. Параллельно занималась духовными поисками. Но, чем больше углублялась, тем яснее понимала, что это не ее путь. Дольше всего Ирэна пребывала в кришнаизме: вникала в принципы веры. Даже жила в ашраме. Сейчас признается, что кришнаизм стал для нее просто игрой и не отозвался в душе чем-то, что приносит удовлетворение. 

news1729.JPG

- Однажды вы обратилась к священнику, прося благословения, чтобы петь джаз. И как все было дальше?

- Главный колокол был отлит, все устоялось, я могла думать о чем-то ином. Познакомилась с интересным музыкантом Артуром Оренбургским и обратилась к нему за наставничеством. В настоящее время Артур возглавляет кафедру эстрадной музыки в академии искусств имени Жургенева и руководит студенческим бигбэндом. Я хотела освоить историю, репертуар джаза. Это был 1999 год. Артур Оренбургский – талантливый музыкант, пианист, композитор. Оказалась полезнейшая для меня практика! Мы за короткий период сделали джазовую программу и начали выступать. Потом с Владимиром Осиповым мы создали проект «Осьмое ладо» (смесь русских народных песен и джазовой культуры гармонии, ритмов).  Мы сформировали несколько ярких программ с авторскими композициями, красивыми произведениями. Показывали их на фестивале Тагира Михайловича Зарипова несколько лет подряд. 

- Расскажите немного о мюзикле и как его воспринимают зрители.

- Наши зрители очень любят концерты и спектакли, а музыкальный спектакль и есть смесь концерта со спектаклем. У нас пока нет школы мюзикла, она появится, но нескоро, поскольку ментальность нашего зрителя не воспринимает пока мюзикл. Да и артисты пока не владеют этим жанром. Создать мюзикл – это равнозначно открытию оперного театра. Придется проделать огромный труд по подготовке кадров, потому что актеры должны быть поющими, танцующими, еще и акробатами. То есть артисту мюзикла нужно уметь делать на сцене все. В подобном театре должна быть особенная акустика, а у нас в городе для мюзикла не подходит ни одно помещение. Словом, этот жанр требует огромных затрат. В мюзикл на Бродвее в США вливаются гигантские бюджеты, колоссальные ресурсы, и возникает потрясающее зрелище. Но пока мы не готовы к мюзиклу, обходимся тем, что имеем.   

- Какова роль меценатства в развитии культуры, на ваш взгляд?

- Роль меценатства огромная, колоссальная! К сожалению, меценатство сейчас утрачивает былой размах, и артисты вынуждены выживать. Культура – предмет роскоши, а позволить себе подобное могут немногие. Но если в обществе исчезнет культура, то мы будем иметь дело с бескультурным обществом, которое плюется, ругается матом, не знает никаких произведений искусства. С бескультурными людьми не интересно общаться. Такое общество не будет ценить то, что дарит нам жизнь. По сути, культура – это лучшее, что есть в нас, и в наших предыдущих поколениях, мы это бережем, передаем, стараемся сохранить для своих детей. То есть вы расскажете и покажете своему ребенку то, что когда-то вам показали ваши родители. Это и называется культура – передача цивилизованным обществом знаний от одного поколения к другому.  

news1730.JPG

Сегодня мы переживаем кризисный момент, связанный с карантинными ограничениями, когда культура не поддерживается, библиотеки пустые, концертные залы закрыты, ничего не происходит. И я боюсь, что эта ситуация кому-то понравится, и этот некто подумает: «В принципе, все неплохо! Меня все устраивает. А на балет мы слетаем в Нью-Йорк или в Париж. Деньги у нас есть, а остальные обойдутся.» Поэтому я считаю, что в каждом селе должен быть культурный центр, библиотека, театральный кружок, музыкальная школа, ансамбль, оркестр, а в каждой школе – хор. Как, собственно, всегда это и было в период расцвета культуры. 

Бескультурная жизнь может быть, конечно, сытой, богатой, но совершенно неинтересной, наполненной дрязгами, раздорами, нервными переживаниями. Человек, который хотя бы раз в неделю не ходит в театр, не читает книгу, не слушает музыку, не смотрит гениального фильма – не культурен. Сегодня все прилипли к экранам, но что они смотрят? Что дают, то и едят. А ведь надо быть разборчивым, ведь не зря существуют режиссеры-гении, такие, как Бергман, Форман, Тарковский, Сокуров. Как постичь, понять такого автора, как Сокуров?.. И нужно постараться разобраться. Какая пища для души! Музыку, конечно, можно слушать во множестве ресурсов - в Яндексе, Спотифай, ЭплМюзик, Пандоеу, Дожде, Радуге… 

Но проблема в том, что если ты не слушаешь живую музыку, а только компрессированную запись, то она не оказывает на тебя такого воздействия, как живая. Нужно слушать музыку в концертных залах. Культура - дорогое удовольствие, и это то, что не окупается.  Поэтому меценатство жизненно необходимо. 

Фото из личного архива Ирэн Аравиной

Источник -  manshuq.com

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...